FIFA 21
Футбол на закате поколения
У меня и моих друзей есть небольшая традиция — раз в год мы покупаем новую часть футбольного симулятора. В этом году вышла FIFA 21 и этот выпуск чуть более особенный в отношении прошлых. Мы с вами двумя ногами стоим на пороге смены консольных поколений, а это значит, что каких-то революционных изменений стоит ждать через год-два. А пока — полировка и улучшение, минорные изменения в том, что мы видели раньше. Вопреки ожиданиям FIFA 21 в сравнении со своими предшественниками все равно получилась немного другая — на уровне ощущений и в деталях — мелких, но важных. Впрочем, это может быть не сразу заметно, а на поверку еще и не так уж важно.
Маркетинговый двигатель FIFA 21 разгоняли с помощью новой системы Agile. Разработчики сделали дриблинг и микроконтроль мяча простым и зрелищным. Теперь обводные финты и обманные движения завязаны на одну кнопку и даже если вы не самый ловкий и смелый на поле, что-нибудь обязательно получится. Футболисты с хорошей техникой и скоростью, вроде Киллиана Мбаппе из ПСЖ, получили особенное преимущество — в релизной версии их остановить особенно сложно, но это наверняка исправят в будущих патчах и баланс придет в норму.
Игровой процесс стал чуть более воздушным и непринужденным. В отличие от тяжелых и неповоротливых спортсменов из FIFA 20, новая часть дает в руки значительно более быстрых ловких футболистов.
Второе важное улучшение коснулось искусственного интеллекта. Игроки стали намного лучше выбирать позицию на поле, чаще делать умные забегания и открываться для передач. Под эти задачи студия использовала инновационную систему Creative Runs и Positioning Awareness. В FIFA 20 с этим было не очень хорошо, но студия провела большую работу над ошибками. Геймплей 21 части собрал в себе очень хорошие нюансы прошлых выпусков. Больше всего по манере и темпу игры футболисты на поле напомнили мне самих же себя времён FIFA 16.
У этих изменений есть и обратная сторона. Некоторое упрощение привело, как мне показалось, к поломке игрового баланса. Забивать голы стало слишком просто, матчи иной раз превращаются в перестрелку. Самое обидное, что на фоне такой голевой феерии топовые вратари смотрятся совсем уж бедно, словно общие улучшения ИИ не коснулись их вовсе.
В прошлом году вместо сюжетного режима игра получила режим уличного футбола VOLTA. Он уходит корнями в сторону серии FIFA Street и потому это своеобразная “игра в игре”. С точки зрения геймплея — еще динамичней и зрелищней, и мне кажется это вполне хорошая альтернатива для тех, кто хочет попробовать немного другой футбол. В сравнении с прошлогодней итерацией он изменился не так уж сильно, но и откровенно наскучить пока не успел.
Все начинается с выбора аватара: можно создать своего футболиста, мужчину или женщину. Опций по настройке внешности очень много, это мне особенно запомнилось — я словно оказался в меню ролевой игры.
Ваш протагонист попал в уличную команду и начал тернистый путь восхождения к славе. На этой дороге игрока сопровождают мировые звезды футбола: Тьерри Анри, Кака, Зидан. По завершению истории всех можно пригласить в свою команду. Единственное, что мне по-настоящему не понравилось в этом режиме, да в FIFA 21 в целом — натужная попытка сценаристов изобразить диалоги между персонажами. В роликах все натянуто позитивные и прямо пышат настроением. Сопровождается весь этот концерт нелепыми фразами. Один говорит: “Отличная игра, друг!” Второй ему отвечает: “Иначе не умею!” А в конце обязательно добавит: “Мы команда!”. Живые люди так не разговаривают и я честно пытался понять зачем это все нужно. Так и не понял. Уж лучше бы дали мяч и сказали: “фигачь!” — и я бы с радостью. Попытка разработчиков передать дух и культуру уличного футбола провалилась.
Герои встречаются с командами соперников на красивых площадках по всему миру. За победы дают поинты на прокачку, предлагают челленджи, а взамен награждают экипировкой и косметическими предметами.
Другие основные режимы в FIFA 21 получили минимум изменений, либо вовсе перешли из прошлой части в аналогичном виде. “Карьера” в новой игре дает игрокам смотреть матчи в режиме наблюдения от лица тренера с возможностью вмешаться в любой момент и уже в качестве игрока переломить ход матча. Хардкорные фанаты серии Football Manager оценят интерфейс: 2D карта с движением точек-футболистов, всякие менюшки и диаграммы — все это ностальгически колет в сердце старого игрока.
А что там у FIFA Ultimate Team? Если коротко — все по-прежнему. Из хорошего: убрали карточки фитнеса. Теперь футболисты самостоятельно восстанавливают свою физическую форму в промежутках между матчами и не нужно тратить поинты на эту процедуру. Еще добавили всякой косметики, например, в FIFA 21 можно кастомизировать стадион. Минорные изменения, ничего революционного, но денег это принесет неменеренно. Опять.
В отношении FIFA 21 стоит правильно выстроить ожидания. Не стоит ожидать от серийной игры в конце поколения чего-то сверхъестественного. Для разработчиков нерационально вкладывать максимум усилий, чтобы сделать проект с чистого листа на закате эры PS4 и Xbox One. В результате стоит признать, что в этом году игра оказалась заложником собственного движка, который уже давно просится под замену, но и винить в этом кого-то тоже затруднительно.
Прямо сейчас EA, вероятно, занята следующей частью, от которой мы вправе ожидать большего и ждать серьезных улучшений. А пока получили промежуточный выпуск, который обязательно заполнит пустоту в сердцах хардкорных игроков серии, наверняка придется по душе зеленым новичкам, но скорее всего разочарует тех, кто посередине, между этими двумя аудиториями. Таких большинство и это стоит принять — FIFA 21 хороший, но необязательный проект. Давайте поставим себе кружок в календаре на следующий год, вот там наверняка будет повод для восхищения.
- DICE прекращает поддержку Battlefield 2042 — к разработке новой части подключились создатели Dead Space Remake
- Хендерсон: Battlefield 2025 расскажет о противостоянии НАТО и ЧВК
- Поддержку VR добавят в EA Sports WRC в конце апреля