Насколько дешевой может быть PS5 без дисковода?

Во время недавней презентации PlayStation 5 Sony представила внешний вид консоли нового поколения: внешний дизайн получился спорным, а размер большим. Но никто даже не догадывался, что нас ждет релиз сразу двух вариаций PS5. Помимо стандартной модели будет выпущена еще одна, цифровая версия: по сути, та же модель, но без UHD Blu-ray привода. При всем этом Sony не назвала цену ни одной из версий. Даже в интервью с BBC генеральный директор Джим Райан отказался называть цифры и закрыл тему. Известно только то, что нас ждет дорогая консоль, однако насколько доступной получится ее альтернативная, цифровая версия?

Оригинал публикации: Eurogamer

Для начала давайте разберемся со стоимостью базовой модели. Исходя из первоначальных спецификаций, была надежда на то, что Sony выпустит PS5 по цене PS4 и PS4 Pro ($399), но теперь в это верится с трудом. Xbox One X была выпущена 3 года назад и продавалась за $499. В то же время PS5 по всем параметрам превосходит прошлое поколение. Новое поколение оснащено новыми процессорами, RAM и внушительной системой охлаждения, чтобы консоль не шумела, как PS4. И это не учитывая наличия SSD, более продвинутого джойстика и габаритного корпуса.

Безусловно, со временем все эти затраты снизятся, но если взглянуть на рынок бытовой техники за последние 3 года, то, как кажется, цены статичны, а в некоторых случаях, когда выходит новая продукция, и вовсе кажутся завышенными. К примеру, мы видим, как флагманские смартфоны с легкостью преодолевают барьер в $1000 и выше. Несмотря на то, что вот-вот появятся 7-нм процессоры, это до сих пор не оказало положительного влияния на ценообразование на рынке компьютерной графики: RX 5700XT от AMD в некоторых отношениях сопоставима с PS5, но у нее меньше памяти и она по-прежнему торгуется за $400.

Bloomberg порассуждал о проблемах ценообразования, с которыми непременно столкнется Sony. И это без учета слов Джима Райана, которые он дал BBC. Судя по всему, он имел в виду то, что владельцы консоли в большей степени сосредоточены на ценности, а не ценнике. С точки зрения затрат все крайне непросто — чтобы поставлять PS5 за $399, Sony потребуется более существенное субсидирование консоли. Если оглянуться в прошлое, то огромные субсидии пока никому не принесли положительного результата. В период с 2006 по 2008 год Sony потеряла невероятные $3,3 миллиарда, полагаясь на субсидии для формирования стоимости PlayStation 3. В случае с PS4 баланс был уравновешен за счет относительно консервативного дизайна, но консоль следующего поколения выглядит куда более смело и амбициозно.

Цифровая версия PS5 предоставляет Sony некую свободу. Большинство сходятся во мнении, что это будет более дешевое устройство. Если компания убирает какой-то ценный компонент, то ей необходимо компенсировать потерянные возможности более доступной ценой. Альтернативный вариант — в два раза увеличить SSD для цифрового контента. В противном случае консоль с меньшим количеством функций и особенностей за ту же цену провариться, как свинцовый снаряд. Если цифровая PS5 окажется дешевле, то это само по себе  создает некоторые проблемы: стоимость сборки будет практически идентична стандартной консоли за вычетом цены привода UHD Blu-ray. В нашем понимании получается, что данный компонент позволить сэкономить всего-то около $20 в зависимости от спецификации материалов (BOM), а это значит, что при более высокой скидке Sony будет терять значительные суммы.

Безусловно, стоимость консоли формируется не только из денег, затраченных на ее производство. Давно известно, что доля от игр, выходящих на платформе, используются для частичной компенсации расходов на разработку и производство, в то время как появившиеся online-подписки вроде PlayStation Now и Xbox Game Pass увеличивают общий доход Sony и Microsoft на протяжении всего существования поколения. Поэтому, используя эти будущие доходы при создании полноценной цифровой консоли, разработчики смогут предложить более привлекательный ценник, чем сам привод. Сложность лишь в поисках баланса. Чем больше Sony и Microsoft предоставят пользователю в первую очередь, тем меньше вероятность вернуть средства за все существование поколения. Безусловно, размер прибыли может резко изменяться в зависимости от множества факторов.

Перевод пользователей в цифровую экосистему — большая победа как для производителя, так и для издателей игр. Для того чтобы вы купили игру на физическом носителе, разработчики и издатели сталкиваются с некоторыми затратами, которых нет в цифровой сфере: часть денег нужно отдать ритейлерам и дистрибьюторам, оплатить стоимость физического изготовления диска и его упаковки. Фактически все эти затраты исчезают. Остается компенсировать их незначительными расходами на серверы и трафик для загрузки видеоигр. На практике прибыль от одной цифровой продажи игры (средней стоимостью $60) делится по простой схеме: 30% получает разработчик, а 70% — издатель.

Основываясь на информации из наших источников, мы можем заявить, что цифровая продажа игры приносит владельцу консоли дополнительные $8 (или около того). Поэтому, теоретически, если каждые три из четырех покупок будут цифровыми, то без оптического привода Sony сможет предложить скидку до $50 на цифровую модель PS5. Однако многое зависти от будущих продаж, и сколько Sony хочет получить прибыли с каждого пользователя за текущее поколение.

Есть и еще один дополнительный "цифровой дивиденд" для Sony — пользователи бездисковых PS5 будут сосредоточены исключительно на покупках цифровых копий в PSN. Но основная проблема, связанная с этим потенциальным дополнительным доходом — его трудно подсчитать. Сложно придумать систему, при помощи которой любой владелец платформы смог бы отследить распространенность перепродажи физических дисков с играми и как учесть это в формируемых таблицах. Однако Sony точно получит какую-то прибыль благодаря снижению объема перепродаж. Но сколько это позволит сэкономить за цикл, чтобы субсидировать ценник PS5, сказать невозможно.

Безусловно, когда Джим Райан говорит о полноценной цифровой консоли как о расширении выбора для пользователя, реальность такова, что это приведет и к значительному уменьшению числа источников, откуда вы могли бы получить игры. В Великобритании стоимость физического издания новой игры значительно ниже, чем покупка цифровой версии. В первый день продаж The Last of Us Part 2 в PlayStation Store игра стоила £54,99, в то время как через Amazon UK физическую копию можно было купить за £49,99. Помимо сокращения источников для покупки видеоигр следует учесть и тот факт, что мы не сможем перепродавать цифровые копию. Также дисковод может играть первостепенное значение в том случае, если вы хотите перенести на новую консоль свою существующую библиотеку видеоигр PS4. К примеру, если в вашей коллекции есть много физических дисков, которые могут поддерживаться в рамках обратного доступа, то вы не сможете запустить их на цифровой версии PlayStation 5.

На первый взгляд, переход в полностью цифровую экосистему имеет множество недостатков. И это не тот путь, каким многие хотели бы пойти, учитывая сокращение выбора источников видеоигр. С другой стороны, исключается потенциальная деградация физических носителей, у игрока начинает формироваться online-хранилище и возможность простого переключения между консолями без необходимости в использовании физического носителя. 

Несмотря на это, концепция с предложением двух разных консолей потенциально могла бы смягчить шок от выпуска дорогой PS5. Возможно, расхождение в цене составит $450/499. Если предположения о себестоимости материалов ошибочны, то ценники могут оказаться на $50 ниже. Звучит здорово, но все же маловероятно. Однако даже если цена окажется на уровне $499/549, то цифровую модель можно будет приобрести по цене Xbox One X на ее релизе — за $500. Звучит достаточно устрашающе, но стоит вспомнить дух PS3 — вряд ли Sony захочет повторения ситуации, когда множество геймеров были разочарованы высокой ценой, бросая тень на все поколение.

Все это происходит на фоне беспрецедентной экономической неопределенности, вызванной глобальной пандемией коронавируса. Джим Райан говорит, что игровая индустрия в какой-то степени устойчива к кризису, а при запуске консоли PS5, скорее всего, поклонник будут покупать по любой цене. Впрочем, повышение стандартных цен на консоли и без того негативно сказывалось на массовом освоении рынка. А сейчас — и того более. Все это возвращает нас к планам Microsoft, связанным с Xbox. Появление консоли Project Lockhart на рынке официально не подтверждено, но сам факт ее существования предполагает, что владелец платформы был обеспокоен ценообразованием еще до того, как произошел удар по экономике.

Ситуация с уменьшенной версией Xbox, рассчитанной на 1080p/1440p пока неопределенная, но если альтернатива — это большие и дорогие консоли, то такой риск со стороны Microsoft может оказаться успешным. До какой степени цифровая PS5 сможет занимать позицию среднего ценового диапазона, нам еще предстоит увидеть, но с экономической точки зрения, существует не так много вариантов для снижения ее стоимости.

Больше статей на Shazoo
Тэги: