Оверлорд
Нестрашный и малоубедительный хоррор
В российских кинотеатрах идёт "Оверлорд" — один из самых расхваленных хорроров года. Фильм при этом совмещает сразу несколько жанров: ужасы о бесчеловечных экспериментах нацистов, военную драму, трэш — и потому идёт почти 2 часа. Вступление оказывается и вправду мощным — но удерживает ли "Оверлорд" собственную энергию и дальше?
Вторая мировая война близится к концу, и союзническая армада уже пересекает Ла-Манш, чтобы обрушиться на немцев в Нормандии. Нацисты, разумеется, подготовились. В старом французском монастыре они возвели радиовышку, помехи которой могут погубить едва ли не всю наступающую авиацию. А уж что вермахт спрятал в церковных подвалах, лучше и вовсе не знать.
Впрочем, десантная группа союзников, которой поручили взорвать злополучную вышку, ни о чём и не ведала. Большинство молодых бойцов вообще не пережило обычных боевых ужасов — ПВО, мин и пуль — но четверо солдат всё же добрались до места назначения. Их приютила у себя обаятельная француженка, живущая с маленьким братом и тяжёлобольной тётей. Укрывшимся десантникам осталось лишь понять, как пробраться в логово нацистов — и почему тётушка в соседней комнате так зловеще кашляет.
За первые двадцать минут "Оверлорда" с экрана выстреливают столько хлёстких сцен, что хватило бы на несколько добротных хорроров. Клаустрофобический полёт в десантном самолёте. Беспорядочная высадка — и гибель солдат среди огня, воды и металла. Переход через минное поле. Все эти эпизоды впечатляют не столько кинематографией (хотя снято всё искусно), сколько правильно выбранным подходом.
Война ведь сама по себе — экстремальная, исчерпывающая метафора. Чтобы сделать из неё хоррор, достаточно лишь спокойно и доходчиво изобразить боевые действия; зомби-нацисты уже будут чересчур, но их тоже можно добавить, раз уж поджанр обязывает. "Оверлорд" сперва работает точно по технологии, но потом совершает ошибку — из тех, что называют фатальными.
Фильм примерно полчаса пытается сменить ритм и раскрыть персонажей. Западная критика расхвалила "Оверлорд" как раз за эти 30 минут, но давайте начистоту — трэш-хоррору они не нужны. Характеры солдат — среди которых угрюмый капрал, грубоватый стрелок, наивный военкор и новобранец-добряк — всё равно останутся односложными. Диалоги тоже, мягко говоря, не выйдут из категории B. "А что, в Луизиане ведь нет войны?" — спросит француженка у темнокожего рядового Бойса. "Есть, но другая" — с омрачённым лицом ответит боец.
Так называемая драматургия "Оверлорда" в итоге тоже ломается, едва в лабораторию нацистов случайно занесёт всё того же Бойса. Никаких сомнений, что он вернётся из застенков живым, не возникает — и потому вместо страха фильм запускает совершенно иную рефлекторную цепочку — зевоту.
Даже свой главный концепт, свирепых зомби-нацистов, "Оверлорд" показывает лениво, скучно и неизобретательно. Вдобавок, картине повредил маркетинг — почти все сцены с мутировавшими солдатами были в трейлерах. Истребление обычных сил вермахта в рекламу не попало, хотя выглядит занятнее схваток с зомби — но, опять же, ничего выдающегося. Проблески случаются — французская красавица с огнемётом, например — но в лучшем мире "Оверлорд" так и остался натуралистичной драмой о войне, какой был в начале. Впрочем, такой фильм уже сняли ровно 20 лет назад — только рядового в нём звали не Бойс, а Райан.
- Джулия Гарнер присоединилась к касту нового фильма от режиссера "Варвара"
- Аль Пачино и Дэн Стивенс сыграют двух священников-экзорцистов
- Слух: Джей Джей Абрамс готовит фильм в духе "Назад в будущее" с Тимоти Шаламе