Review

Молчание

Просто Верь

SoOFT

Вера — тема не простая и сугубо индивидуальная. Каждый человек ищет ее в чем-то своем. Кто-то и вовсе никогда не находит. Человечество верит на протяжении всего своего существования, и спорить о ней будут еще многие тысячелетия. Мартин Скорсезе решил не оставаться в стороне. Что из этого получилось — читайте в нашей рецензии.

Картина погружает зрителя в Японию образца 17 века, где процветает притеснение христианства. Множество верующих под пытками заставляют отказываться от своих взглядов, тем самым нарушая устои, которые еще с раннего детства привила им католическая церковь Европы. Однако многим из них такой ход дел приходится не по душе. Более того, некоторые отправляются в страну восходящего солнца, чтобы хоть как-то продолжать борьбу за свою веру и своего бога. Практически всегда эти битвы заканчиваются не в их пользу. В лучшем случае, они остаются искалеченными до конца своих дней: причем как физически, так и морально. В худшем, эти люди просто погибают. Для одних это спасение, тогда как для других — наказание. Попробуй разберись, как именно эти несчастные воспринимают неизбежность.

На фоне всех этих безумств два священника — отец Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) и отец Франциско Гаррпе (Адам Драйвер) из Ордена иезуитов, отправляются в Японию, чтобы отыскать отца Криштована Феррейру (Лиам Нисон), который, по слухам, отрекся от Иисуса Христа и потерял самого себя. Оказавшись в желаемом месте, молодые священнослужители сразу понимают, что практически все население страны не будет радоваться их прибытию. Впрочем, и среди местных жителей находится небольшая группа единомышленников, которая помогает святым отцам не только найти своего пропавшего учителя, но и сохранить самих себя.

Фильм Мартина Скорсезе получился весьма неоднозначным. С технической точки зрения, все идеально. В общем-то, как и всегда. Но вот сама концепция оставляет желать лучшего. Многие моменты картины неоправданно затянуты. Например, когда идет речь о важности веры, режиссер готов показывать зрителю ну совсем уж очевидные вещи, только бы не переставать рассказывать о ней. Страсть Скорсезе к теме не случайна, еще в юности он сам планировал стать священником. При этом непонятно, упивается ли Скорсезе любовью к самому себе или просто за зрителя переживает, чтобы он все понял именно так, как автор и задумывал. В итоге появляется очень неприятное ощущение того, что иногда тебе разжевывают банальнейшие вещи. Это выглядит не столько глупо, сколько сбивает общий темп. Только ты настроился на суровую драму или мистическое откровение, как сценарий резко тормозит и об одном и том же разными словами начинает рассказывать.

Что касается актеров, то лучше всех сыграл Адам Драйвер. Именно его массовый зритель может помнить по седьмой части "Звездных войн" Джей Джей Абрамса. Более искушенные в кинематографе люди вспомнят про "Внутри Льюина Дэвиса" братьев Коэнов и "Линкольна" Спилберга. Драйвер очень убедительно сыграл растерянного и испуганного бедолагу, которым движет в этой жизни лишь одно — надежда на то, что жестокие гонения христиан когда-нибудь прекратятся. Эндрю Гарфилд тоже не подвел. Ему веришь и его персонажа хочется понять. Лиам Нисон, кладя руку на сердце, немного разочаровал. И не потому, что сыграл плохо. Нет, совсем нет. Просто даже невооруженным глазом было видно, как звезде маскулинной “Заложницы” и прочих боевиков весьма трудно смириться с тем, что вот сейчас… да-да, именно сейчас ему нужно показать какую-то слабость. И даже повиновение. На пару с всепоглощающей неуверенностью в себе. Иногда хочется, чтобы его роль все же сыграл Дэниэл Дэй-Льюис, которому она изначально и предлагалась.

Если к самой структуре фильма и можно придраться, то техническая его часть выглядит безупречно. В конечном итоге, ты или приходишь к четкому осознанию того, что у любого мало-мальски уважающего себя киномана должно появится три часа для просмотра очередного творения признанного гения, или выключишь “Молчание” спустя полчаса. Тем более что это первый фильм Скорсезе со времен “Острова проклятых”, который режиссер снял полностью на пленку. Поэтому он очень красивый и завораживающий. Глубина тонов и виртуозность планов поражает. Несмотря на то, что большая часть событий фильма происходит в Японии, его полностью снимали на острове Тайвань. Первоначально на роль японского переводчика для священников-иезуитов был назначен Кен Ватанабе, покинувший проект еще до начала съемок. Сами традиции и в целом быт японцев воссозданы очень детализировано и правдиво.

Возвращаясь к смысловому наполнению, единой гармонии в событиях картины все равно нет. И по-настоящему тяжело вам будет только после ее завершения, когда вы начнете более-менее трезво обдумывать увиденное. Во-первых, вам действительно захочется немного помолчать и подумать о своем. Не исключено, что вы даже в чем-то изменитесь. Во-вторых, анализируя увиденное, вы наверняка придете к тому, что ходить в монастырь со своим уставом никогда не нужно. И не потому, что это неправильно или опасно. Просто не надо ничего и никому навязывать. Ну а в-третьих, религиозная борьба — борьба внутренняя. Как сильно бы тебя не воротило от показанных сожженных или утопленных людей, но больше всего шокирует сама идея. То, ради чего все это делалось и чем подпитывалось. По большому счету неважно, как ты живешь. Важно, зачем. И в смирении ли с самим собой пребываешь, когда все окружающие тебя люди не иначе как те цикады из японских притч, которым сколько не отдай самого себя, а сам меньше станешь, тогда как их аппетит лишь увеличится.

"Молчание" — история не для каждого. Но тот, кто сможет ее понять, непременно выйдет из кинотеатра довольным. И опустошенным, фильм заберет многие ваши мысли с собой. Принимать его идеи не нужно. Только понять. И вот странная штука получается, у картины вроде как и недостатки имеются, а все равно обидно, что на Оскар ее только за операторскую работу номинировали. Ведь вопросы она поднимает важные. А ответы на них дает более чем исчерпывающие.

Можно, конечно, не раз спросить самого себя о том, что зачем это было снято. И для кого. Но ответ, как всегда, кроется на поверхности. Скорсезе снимал больше о личном. Не для нас с вами. Для себя. В наглую и как ему одному хочется. По сути, совершенно бесстыдно ставя зрителя перед фактом: или смотри, или нет. Лучше жалеть и разочаровываться в процессе, но хотя бы попытавшись вникнуть в то, о чем я захотел рассказать. Без фальши и ублажения чьих-либо взглядов. Жесткая авторская позиция. Решительно и принципиально. Режиссер предпочитает упоительно сам себе выговариваться, нежели пытаться донести что-либо по эту сторону монитора. Это его монолог. И он отнюдь не диалога хоть с кем-то ради.

Больше статей на Shazoo
Тэги: