Моды к играм как религия

Да да, уважаемые читатели. Сегодня я хочу затронуть "религиозную" тему, где в качестве объекта "обожествления" будут выступать модификации к играм. Необычно, правда? Ну да обо всём по порядку.  Я хочу рассказать вам свою историю взаимомотношения с модами и про то во что это вылилось.

Моды к играм, как известно, существуют давно. Моя же история началась где-то во времена первого Half-Life. Это было прекрасное время, когда интернета не было, а всю информацию об играх и любом контенте к ним можно было найти только в специализированных журналах а-ля СтранаИгр, Игромания и т.д. Плюс мне повезло в том, что мой город обладал огромным рынком пиратской продукции, где при желании и упорном поиске можно было найти всё и вся.

В итоге - то на дисках с журналов, то у пиратов стал я натыкаться на первые модификации к различным играм. С теми, что были у пиратов - было проще. Как правило диск продавался с изначально установленым модом на игру (плюс, возможно, был оригинал) и после установки была какая-никакая гарантия, что всё это запустится и будет работать. Если же брать моды, что выкладывались журналами, то там мог возникнуть конфликт версий. Ведь зарубежные мододелы как правило разрабатывали модификации под лицензионные версии игры. И после установки такого мода на пиратскую версию игра часто могла начать требовать вставить ей лицензионный диск, причём пиратский диск она не хотела воспринимать ни в какую. Ещё хуже, если мод рассчитывался под последние патчи на игру. Ибо свежих патчей на пиратках, безусловно, не было.

Моды на первый HL это было весело. Из вселенной Фримена мы перемещались на дикий запад. Или в фэнтези вселенную с магией. Или учавствовали в мафиозных разборках. Или на поля второй мировой. Или даже во вселенную Матрицы. Матрицу вообще мододелы любили и её вариация на движке MaxPayne это просто замечательная вещь.  Главное разочарование обычно заключалось в том, что мультиплеерные моды были рассчитаны на... внимание!, на мультиплеер. Да, некоторые играли в клубах, а зажиточные ребята даже, наверное, через интернет. И что остаётся делать одинокому игроку на пустых картах? Как ни странно, в силу юного возраста я мог пару часов даже бегать просто так, испытывая оружие разных классов и изучая способности персонажей за которых мне никогда против живых людей не поиграть. Поэтому ценились боты. Наличие ботов на модификацию приводило в неописуемый восторг. А если они ещё и не тупили, упираясь в стены и не желая вести боевые действия, то уровень счастья повышался ещё вдвое.

Многие идеи, реализованные тогда в модах, впоследствии вышли на широкую публику в различных вариациях. Взять тот же TeamFortress, который, если я не ошибаюсь, отсчитывает своё начала со времён первого Quake. Мало кто помнит уже про первый, зато все поголовно скупают шапочки для второго :)

Модификации, как и сегодня, часто сводились к тотальной переделке игры во что-то новое. Или глобальной перемены окружения на новый лад (вроде полного смена парка автомобилей для игр серии GTA). Или глобальной или частичной перерисовке текустур и правки моделей под более высокое качество (до сих пор любимая вещь моддеров).

Моё же отношение к модам изменилось... Я не помню точно, но, если не ошибаюсь, это было на выходе первого STALKER'a.  

Я помню как ждал эту игру. Я люблю игры с открытым миром и богатыми возможностями. Мне нравится повышенный градус свободы действий в игре. И я помню своё первое впечатление от СТАЛКЕРа - оно было негативным. Я не стал играть. На форумах среди восторженных комментариев встречались трезвые размышления о том, что разработчикам удалось, а что нет. Да и игровая пресса, если не считать Игромании, не стала превозность игру только за то, что это "наше, родное" (хоть и из Украины).

У меня почему-то возникла мысль, что всё это можно изменить патчами. Ну правда - поменять баланс оружия, торговой системы не так и сложно, это вам не новые элементы геймплея вводить. С этой мыслью я стал ждать патчей, а потом и вовсе забыл про игру.  Вспомнил про неё, когда налетел в интернете на форум с модами к ней. Тут я понял, что патчи это вовсе не то, чего я бы хотел от игры. Что я бы на самом деле хотел модификации. Модификации не меняющей игру, а дополняющей её.

И дальше начинается тонкая материя. Да, я хотел улучшенный СТАЛКЕР. Что называется "СТАЛКЕР моей мечты", что был выдуман мной во время чтения новостей о разработке. Тот самый СТАЛКЕР со всем тем, что там не реализовали и с докрученными вещами в тех местах, где не доделали.  При этом я вовсе не хотел увидеть в игре розовых слонов. Как не хотел бы натыкаться на пушку Гаусса в каждом втором сундучке. Или отбиваться от орд кровососов сразу после выхода из резиденции Сидоровича. Я думаю вы понимаете к чему я клоню - к смерти атмосферы в игре.

Почему я начал со слова религия в начале? Потому что сложились обстоятельства, когда я хотел бы увидеть улучшенную версию игры, но при этом не видел оригинала. Который я видеть не желал, чтобы не портить своё первое впечатление от игры. Возникает коллизия. Которую невозможно решить и единственное что остаётся - верить модификатору на слово. То есть, если он пишет, что "баланс оружия исправлен в лучшую сторону", то так оно и есть. Проблема в том, что нужно определиться кто прав. Ибо каждый второй пишет про исправление в лучшую сторону, но далеко не всегда так оно и есть. А вы этого заранее не знаете.

В итоге я выбрал известный AMK mod. Поставил и прошёл игру вместе с ним. И вы знаете - STALKER это одна из лучших игр в которую я когда-либо играл. Та атмосфера, в которую я окунулся, заставила меня вспомнить ту радость от игр, которую я испытывал в мохнатых 90ых. Поэтому я с улыбкой читаю сообщения игроков о том, что STALKER дескать не игра вовсе, а то ещё г*вно. Наверное так оно и есть. Но я не видел этого :)

Как-то так всё вечно плохо складывается с моим компом, что современные игры на нём в нужный момент не идут. Так было и TES Oblivion. Она не пошла на моём компьютере той конфигурации, а делать upgrade ради игры я не привык. Поэтому на игру я забил. Зато спустя много лет, когда такой комп появился, я помимо обладания самой игры имел так же информацию о том, что у игры есть так сказать специфические особенности. Которые мне, как поклоннику Morrowind'a по душе не приходились. На помощь пришёл Obscuro. Который создал OOO. И с которым я этот самый Oblivion и прошёл. И вы знаете - Oblivion замечательная хардкорная игра :)
(хотя об этом и так многие говорят)

Разработка игр-песочниц дело большое и сложное. Которое ещё и осложняется тем, что всем не угодишь. А попытки отбалансировать определённые элементы геймплея под средний вкус тоже иногда ни к чему к хорошему не приводят. Поэтому для меня в таких случаях выбор теперь очевиден: установка модификаций. Это не значит, что все игры по-умолчанию недоделки и нуждаются в доработке. Бред. Суть в том, что именно вам определять, какие впечатления от какой игры вы хотите получить. И именно вам, основываясь на вашем опыте, решать - стоит игра свеч или нет.

Вы знаете, я ещё не играл в Skyrim. Думаю, теперь вы понимаете почему ;)

С уважением, TrenAr.