Review: The Secret of Kells

"Глазами лосося, оленя и волка. Я видела людей с севера, напавших на остров. Уничтожавших все в поисках золота. Я видела страдания во тьме. И все же, я видела красоту, живучую в самом хрупком месте. Я видела Книгу. Книгу, которая превратила тьму в свет. " (с)

 

Европейская мультипликация - удивительная вещь. Она вроде как есть, но вроде как нет. На фоне мировых гигантов из США и Японии, часто творения из других стран остаются нишовыми, малоизвестными, забытыми. И это очень печально, потому что среди них порой встречаются настоящие самородки. Один из них - "Тайны Келлса" - был создан интернациональным коллективом из Франции, Бельгии и Ирландии в 2009 году. Но с самого начала очевидно, что ирландцы во главе с Томмом Муром играли решающую роль в создании мультфильма - он пропитан кельтской культурой и мифологией изумрудного острова. Да и действие происходит там же.

Итак, 9 век нашей эры, Ирландия. Все Британские острова трясутся от страха перед заморскими рогатыми дьяволами - викингами. Никто не может их остановить, и каждое селение вынуждено выживать в одиночку, или, что скорее, ждать своего неминуемого конца и быть готовыми бежать в любой момент. И только одно аббатство решило что-то сделать. Только один аббат по имени Келлах нашел в себе храбрость защитить свой мир от дыхания Ада. Так и появилась идея построить высоченную стену до небес вокруг церкви. Для аббата это стало самой главной целью, так как в этом он видел панацею от страха. Окружающий мир опасен и жесток, и, отгородившись от него стеной, Келлах хотел защитить всех дорогих ему людей, его паству. Мир внутри стен - это мир взрослых.

Но есть и другой мир. Только дети достаточно безрассудны, чтобы быть готовыми встретить страх лицом к лицу, и за этим страхом увидеть сказочный мир чудес. Но что случилось? Что спровоцировало ребенка ослушаться взрослых? Страх? Отнюдь нет. Брендон, ученик аббата и его будущий преемник, увидел что-то, что куда важнее чем стена, чем безопасность. Взрослые смотрели только вокруг себя, но он посмотрел дальше и понял главное.

Там, за огромной каменной стеной, среди вечных дубов и древних камней, живет сказочный магический лес и его хозяйка - Эшлинг. Для слепых лес предстает ужасным, окутанным туманом местом, в котором живут чудища и демоны. Но для храбрых он сверкает красками и жизнью: появляются прекрасные деревья, которые выше любой башни; животные, которые не боятся людей. Эшлинг, таинственная и могущественная фея, не любит людей, но при этом готова стать другом тому, кто этого достоин. Она живет так, как и должны люди: в гармонии с природой, всеми живыми существами и самим собой. Впитывая в себя хрупкое великолепие леса, Брендон узнает действительно важные вещи. Он учится тому, что уже забыли взрослые: вдохновению, окрылению, наитию. Пытаясь найти путь, как выразить эти эмоции и поделиться ими с миром, он приходит к невероятному открытию.

"Самая крепка стена города - это его люди". Не стены отгонят дьявола от людей, и не страх перед будущим. Знание - вот самое сильное оружие в правильных руках. Слова и рисунки в книгах передают образы людям, которые вселяются в сердца живых, наполняя их надеждой и радостью. А что будет, если написать настолько красивую книгу, что она станет испускать ангельский свет и прогонит все зло из людей? Малыш Брендон, будучи покоренной этой идеей, начал помогать старому брату Эйдану с написанием самой великолепной книги в истории человечества - божественной искры в переплете. И это не смотря на то, что аббат запрещал им это делать, так как чем больше людей работает над возведением стены, тем лучше. Вот такая вот оригинальная, символическая завязка сюжета.

Вообще, лично мне кажется, что главные герои "Аббатства Келлес" не Брендон, не аббат и даже не Эшлинг. Центральными персонажами картины, вокруг которых происходит действие - это Стена и Книга. Две полностью противоположные вещи, которые борются за сердца людей. Стена - это дитя страха, Книга - дочь наития. Стена символизирует замкнутость, Книга - свободу.

Но самое интересное во всей этой истории, это то, что авторы не придумали все сами. Книга Келлс действительно существовала, и она одна из самых красивых средневековых церковных книг в истории, настоящее достояние ирландского народа. Брендон вполне вероятно рисовался со святого Брендона Клонтферского, одного из самых почитаемых ирландских святых. Имя Эшлинг дословно переводится как "воображение", и отсылает к названию поэтического жанра "эшлинг", описывающего видения лирического героя, в которых перед ним предстает прекрасного женщина. Имя кота Эйдана (Пангур Бан) взято из древнеирландского стихотворения VII века, написанного монахом и посвященного его коту. Что забавно, во время финальных титров звучит текст этого стихотворения.

Суть Келлской книги состоит в том, что визуальная составляющая не менее важна, чем текстовая. Томм Мур намотал это на ус, поэтому его студия вложила титанический труд в рисовку мульфильма. Впитав в себя красоту Келлской книги, художники не побрезговали использовать идеи других знаменитых мультипликаторов, и особенно сильно чувствуется влияние Хаяо Миядзаки и Геннадия Тартаковски. Такое ощущение, что авторы хотели объединить Келлскую книгу, Унесенную Призраками и Самурая Джека, при этом храбро докинув в этот чан свою любовь к простоте и минимализму. В итоге вышло что-то невероятное. Образы всех персонажей, даже второстепенных, совершенно не похожи друг на друга, все рисовалось не по шаблону. Также внешность персонажа отлично передает его внутренний мир. Например, аббат изображается 2-х метровым великаном, но груз ответственности, упавший на его плечи, давит на него, поэтому он ходит вечно сутулый, чуть ли не с горбом, с огромными мешками под глазами. Викинги - это вообще отдельная история. Художники решили нарисовать их не так, как они выглядят на самом деле, а как их видят ирландцы - огромными, темными, рогатыми. Они ходят как единое монолитное целое, уподобляясь руке Дьявола, убивая всех на своем пути в поисках золота. Задники тоже поражают - их много, все они разные и красивые. Некоторые сцены нарисованы так, как будто они срисованы с какой-то книги. Хотя так и есть, некоторые моменты действительно прямо срисованы с Келлской книги. В общем, вполне вероятно, что многим подобный стиль может не понравится, но нельзя отрицать, что он оригинален и необычен. И как минимум по этому достоин внимания.

Но мало этому творческому коллективу было придумать отличный сюжет и выработать оригинальный, красивый стиль картинки. К этому всему они еще решили еще добавить качественный саундтрек, пригласив опытного композитора Бруно Кале. Гармонично дополняя произведение, саундтрек создает атмосферу кельтского мира, населенного феями и магическими существами. Вполне вероятно, что после просмотра мультфильма вы скачаете его OST к себе в коллекцию. 

* * *

Было сказано уже очень многое, так что давайте подведем итоги. "Тайны Келлс" - редчайший в своем роде самородок, очень сильный мультфильм, чьи загадки и идеи смогут разгадать в большинстве своем только взрослые. Все события в произведение принимают символический характер, перед нами - борьба мировоззрений, характеров, точек зрения. Что такое добро и зло? Что правильно и неправильно? За что стоит бороться? Во имя чего стоит жить? На такие банальные, но при этом очень-очень важные вопросы, наводит картина. При всем этом интернациональный ирландско-французо-бельгийский коллектив поработал не только над сюжетом, но и выработал собственный неповторимый и очень оригинальный графический стиль, объединив жанр средневековой иллюстрации, идеи современных классиков мультипликации и собственные наработки. Еще добавьте к этому отличный саундтрек. И что мы имеем в итоге?

Шедевр, друзья. Я не побоюсь это сказать. Малоизвестная (даже на своей родине) жемчужина мультипликации, которая не смогла даже отбить свои деньги на производство: потратили $8 млн., а заработали только $700 тыс.

В наше время невероятно трудно найти настолько полноценное произведение искусства, в котором абсолютно все детали выработаны и продуманы до мелочей. Впервые за несколько лет я был покорен чем-либо с первых же минут и до самого конца.

Томм Мур в одно мгновение стал одним из моих любимейших режиссеров. Я искренне рад, что коммерческий провал "Тайны Келлс" не поставил точку на карьере маэстро, и он в 2014 году выпустил "Песнь Моря". Надеюсь, это не конец. Я хочу в это верить. 

 

"Книга никогда не должна быть укрыта за стенами. Закрыта от мира и его творений." (с)

Больше статей на Shazoo
Тэги: