Ученые впервые продемонстрировали "жидкий свет" при комнатной температуре

Благодаря техническим достижениям исследователи имеют множество способов по манипуляции материей. Зачастую открытия приводят к новым типам материи, обладающим уникальными свойствами — металлическому водороду или временным кристаллам. Открытия подобных материалов имеют потенциал в практическом применении. Один из таких материалов — так называемый "жидкий свет", который недавно удалось сформировать при комнатной температуре учеными из итальянского Института Нанотехнологий и Политехнического из Канады.

Жидкий свет можно отнести к супержидкостям, происходя от способностей частиц конденсироваться в состоянии, известном как конденсат Бозе-Эйнштейна. По сути, это свет, который ведет себя подобно жидкости, в частности способность выливаться из контейнера. В обычных условиях свет имеет дуалистическую частично-волновую природу, однако в определенных условиях он может вести себя как жидкость.

Супержидкости Бозе-Эйнштейна следуют правилам квантовой физики, а не классической Ньютоновской. Обычно они существуют лишь доли секунды при температурах близких к абсолютному нулю — по крайней мере так было раньше.

Ведущий исследователь Даниэль Санвитто сообщил в пресс-релизе, что их наблюдение продемонстрировало существование суперхжидкости при комнатной температуре благодаря использованию световых частиц, известны как поларитоны.

Ученые достигли результата разместив 130-нанометровую пленку органических молекул между двумя зеркалами, выпустив по ним лазерный импульс продолжительностью всего 35 нанометров. Из-за сильного взаимодействия света с органическими молекулами получилось сформировать гибрид световой материи в виде супержидкости.

"В обычных условиях жидкость колышется и движется вокруг всего, что нарушает ее поток", — объясняет Стефани Кина-Коэн — координатор команды из Монреаля. "В супержидкости эта турбулентность подавляется вокруг препятствий, заставляя поток двигаться без изменений".

Ученые полагают, что помимо дальнейшего изучения квантовой гидродинамики, открытие способно расширить изучение области девайсов на поларитонах. В частности, речь идет о создании сверхпроводников, работающих при комнатной температуре.