King Arthur: Legend of the Sword

Меч Короля Артура

Не день Бэкхема

kartosh

Хорошего автора отличает способность придать истории определенную форму, не упустив содержания. Режиссер Гай Ричи именно такой человек. За всю историю существования кино сказку о короле Артуре, волшебном мече и рыцарях круглого стола пересказывали многократно, ей нужен был глоток свежего воздуха. Как только за дело взялся британский повеса, народное предание из скучной романтической баллады превратилось в хулиганскую и острую на язык авантюру.

Вопрос в том, насколько успешной оказалась эта авантюра. Мнения публики разделились поровну. Одни ругали фильм за алогичность, политические подтексты, обилие скучных и ненужных сцен. Другие восторгались работой Гая Ричи. Здесь все: его фирменный стиль, изумительный монтаж, от которого замирает сердце, яркие диалоги и английская точность во всем. Много легенд ходит об этой картине и все они — правда.

В сказке Гая Ричи Артур вырос на улицах Лондона под присмотром обитательниц публичного дома. Это не отменяет того, что он — наследник престола, который много лет назад после мятежа оказался вдали от королевского двора. Там теперь заправляет его дядя — король Вортиген. Да и правитель из юного Артура вышел бы так себе. Юноша живет одним днем, плывет по течению, но твердости характера ему не занимать. Он отважно защищает своих близких от произвола викингов, которые, как оказалось, были под протекцией короля.

События развиваются довольно классическим способом: волшебный камень, меч Экскалибур, гнев самодержца, чудесное превращение мальчика в мужа, а в финале обязательно победит добро. Темп картины выглядит точно как этот текст — то смакует подробности и детали, то набирает скорость и неумолимо мчится к развязке. К этому можно привыкнуть, но понравится это не всем.

Первую половину фильма история выглядит как повесть о городских разбойниках, босяках по жизни, но рыцарях в душе. На этом поле стиль Гая пришелся как нельзя к месту. Например, сцена взросления Артура сделана в оригинальном и хлестком монтаже, где за полторы минуты режиссер ухитряется красиво показать путь от младенца до юноши, что зачастую не удается многим авторам и за 90 минут.

В фильме есть еще такие сцены: рассказ о стычке с негодяями и приключения Артура в Темном лесу. Первые две в клиповом формате выглядят восхитительно, а на последней вся повествовательная часть фильма начинает рушиться. Из финальной версии вырезали полтора часа экранного времени. В небытие ушло то самое приключение в лесу, седобородый волшебник Мерлин и еще много подробностей, от которых Артуру и его ребятам захотелось бы сопереживать, а сам фильм стал бы чуть живее и понятней.

В целом осталось чувство, что “Меч Короля Артура” это такой студийный коммерческий продукт. На роль Артура взяли известного в отдельных кругах, но не очень успешного Чарли Ханнэма. В противовес ему посадили Джуда Лоу. Он хоть и великолепный актер, злодея отыграл классно, но на одном известном лице далеко не уедешь.

На этот счет у меня есть теория. Сценарий выглядел очередным “проходняком” и чтобы спасти ситуацию продюсеры позвали Гая Ричи. Непонятно почему, но он согласился. С приходом именитого режиссера картина обрела вторую жизнь. Британец вдохнул в нее новые краски, добавил мальчишеского задора, но данной ему от продюсеров творческой свободы все равно не хватило. Студии был нужен хороший блокбастер, склееный по определенным лекалам и наиболее рискованные решения от режиссера просто заблокировали. Многое осталось за кадром, что-то припасли для сиквела, а в результате фильм получился неровным, словно его снимали два разных человека.

Удалась ли авантюра? Скорее да, чем нет. Поклонники Гая Ричи будут в восторге от стильных операторских решений, скорострельных диалогов и точечных шуток, почти все из которых работают. Будьте готовы к тому, что среди этого праздника придется пережить несколько утомительных сцен и отказаться задавать лишние вопросы — это задорный летний блокбастер, от него не стоит ждать слишком много.

У картины были все шансы стать настоящим хитом, но не сложилось. Напоминает знаменитую рекламу с участием футбольной звезды — Дэвида Бэкхема — где он сначала терпит одну неудачу за другой, а потом диктор просто сообщает о том, что сегодня “не день Бэкхема”. Также и с Гаем Ричи. Это не самая удачная его работа, однако он не перестает быть самобытным и талантливым режиссером, от чьих идей и воплощенных задумок хочется рукоплескать.

Сегодня просто не день Гая Ричи.