Goodbye Christopher Robin

"Прощай, Кристофер Робин"

Как рождалась сказка

kartosh

За каждым великим произведением стоит большая трагедия. Несчастье писателя Алана Милна совпало с горем миллионов других людей — разгорелась Первая Мировая война. Автор “Винни Пух” чудом выжил в грязном окопе под нестихающим градом пуль и снарядов, но вернулся оттуда другим человеком. Убегая от дурных воспоминаний, он принялся писать антивоенный роман, но спасение души обрёл в кругу семьи. Роман он конечно написал, но прежде создал великую сказку, которая остается популярной даже 100 лет спустя.

В предисловии “Винни Пуха” Милн писал, что образ Кристофера Робина рисовал,со своего сына. По правде говоря, сказка своим существованием обязана детской непосредственности и мальчишескому воображению, которыми ребёнок делился с отцом. Фильм «Прощай, Кристофер Робин» рассказывает о передаче опыта в рекурсии — отец поучает сына и сам учится у него.

Алан Милн оказался в положении, когда любой громкий звук вызывал у него неприятные воспоминания о войне и паническую атаку. Желая уединиться, он взял жену, сына и поселился вдали от суматошного Лондона, ближе к природе. Прежде воспитанием мальчика занималась няня Оливия. Из-за череды обстоятельств отец берётся за это сам, хотя на первый взгляд кажется, что он вовсе не знает, как это делать.

Отношения между отцом и сыном развиваются спокойно и ровно, впрочем как и сам фильм. Алан внимает детским фантазиям Билли Муна (так мальчика называли в кругу семьи), превращая его случайные наблюдения в историю на бумаге. Винни — медведь из зоопарка, Пух — прозвище лебедя на пруду. Так из череды бесед на отвлеченные темы родилась самая популярная в мире сказка, красочный вымысел, в котором правдой осталось только имя Кристофера Робина. Впоследствии семья Милна заработала баснословные деньги, стала невероятно известной, за что писатель поплатился спокойствием и возможностью жить как простой человек.

Счастливое детство Билли Муна оказывается омрачено славой «этого проклятого медведя». Мальчик словно навеки окружён репортёрами, фотографами и простыми зеваками, которые случайно узнали в нем того самого Кристофера Робина и просто хотят поболтать. Фильм мог бы считаться обыкновенными байопиком с прологом, катарсисом и развязкой, если бы не одно маленькое «но».

«Прощай, Кристофер Робин» снят так, словно для режиссера Саймона Кёртиса это вопрос личного характера. В фильме множество простых, но цепляющих моментов, раскрывающих отношения отца и сына. Они наполнены сдержанной теплотой и светлой грустью, которые с течением времени и приходом проблем только обостряются — типично британский подход. Герои переживают кризис внутри себя, а на поверхности всплывает лишь малая его часть, но самая важная. Мимолетный взгляд, краткие объятия, застенчивое рукопожатие — здесь эти жесты говорят больше, чем могли бы сказать любые шекспировские куплеты. Герой Донала Глисона немногословен, а Билли Мун — полная его противоположность. По-немногу они учатся друг у друга тому, чего не умеют сами — говорить и молчать.

В этом фильме все скоротечно, а любой переломный момент превращается в обыкновенное течение жизни, где движущая сила — сами герои. История Алана Милна напоминает о том, как важно среди мирской суеты не забывать поговорить о простых вещах, понаблюдать как ветер качает верхушки деревьев и помечтать. В душе каждого из нас до конца жизни живет ребенок, а «Прощай Кристофер Робин» об этом чудесно напоминает — без громких слов и ярких речей.

Больше статей на Shazoo
Тэги: