#### Бег в шестнадцати-битной тени.

Эта игра попала на прилавки отечественных магазинов в очень удачный момент: На телеэкранах вовсю крутили привезённое из зарубежья кино-старьё. Казалось что нет ничего круче чем компьютеры и виртуальная реальность (Трон), и нет ничего романтичней чем истории про квази-средневековье в котором отважные варвары и варвареллы противостоят коварным злодеям прячущемся в мрачных крепостях (Рыжая Соня). А игра для "сежки" объединяющая в себе оба этих концепта не являясь при этом очередной ходилкой-стрелялкой, казалась лучшей игрой на свете. Вообще-то, до сих пор кажется таковой. Конечно были ещё "Phantasy star" и "Might and Magic" и прочие RPG имевшие в себе как фентези, так и сай-фай элементы, но Shadowrun с его более шаблонной драматургией и сеттингом позаимствовавшим все свои элементы из массовой культуры восьмидесятых-девяностых годов был более понятным, можно даже сказать- родным.

Но сперва об отличиях SMD от SNES версии:

На SNES был один большой основной квест (начинавшийся как попытка проснувшегося в морге "бегущего" вспомнить кто он и почему его убили) с короткими ответвлениями которые даже побочными квестами нельзя назвать. Ответвления эти выглядели так: Перед вами несколько зданий, вам нужно посетить только одно чтобы поговорить с NPC для продвижения по сюжету, в остальных только враги и лут. Ваши действия? Но в вышедшей позже версии для Mega Drive наоборот было крайне трудно следовать по основной сюжетной линии (которая начинается как попытка найти убийц вашего брата и отомстить им) не только потому что игра генерирует неограниченное количество маленьких рандомных квестов, но и потому что для продвижения по сюжету нужны деньги. Много денег.
И сам сеттинг кажется более продуманным в версии для SMD. Там хоть понятно почему вокруг бродит столько шаманов- рядом расположены поселения индейцев. А что в версии для SNES шаман забыл на кладбище? К тому же в "Shadowrun 1994" сильнее чем в "Shadowrun 1993" ощущается антураж пост-апокалипсиса (кто не в курсе, мир обеих игр пережил войну всех со всеми). К примеру, часто встречаются заброшенные полуразрушенные строения внутри которых водятся гули и вампиры. Для сравнения: На SNES всё чинно - благородно, и гули водятся только на ухоженных кладбищах.
Из хорошего в SNES версии можно назвать звуковое сопровождение. И дело тут не только в том что звуковой чип консоли от Нинтендо был мощнее чем у Сеги, но и в том что к звуку в игре подошли творчески: динамически генерирующиеся звуки от энергетических волн на титульном экране можно сперва принять за часть саундтрека- настолько они органично вписываются в общий фон. Игра поддерживает стерео-звук, а во время боя начинает играть другая, более динамичная мелодия.

Сеговская версия Shadowrun сделана по тому же принципу что и сеговская Contra и сеговская же Castlevania: Там где у Нинтендо было мало- делать много. Вместо одного персонажа- на выбор три. Вместо пяти скиллов для прокачки- двадцать. Вместо Матрицы с видом сверху вниз и геймплеем как в сапёре- Матрица с видом со спины и более сложносочиненным геймплеем чем в основной игре. А вот там где было много, стало мало: система диалогов усохла до максимум трёх вариантов выбора- по одному варианту на каждую из трёх кнопок сеговского геймпада. Но честно говоря эти десятки тем для разговоров с любым встречным бомжем (которые являются пустой тратой времени) в снесовской версии только раздражают. Пытался её пройти перед написанием этого текста, но даже с читами играть нет никакого желания. Про боевую систему на SNES достаточно просто сказать что патроны для пушек бесконечные, но мана для заклинаний- нет. Не говоря уже о том что по меркам SNES графика там была весьма посредственная. Самое печальное во всём этом: сюжет там всё-же интересный, а персонажи вызывают к себе интерес даже несмотря на то что на девять из десяти вопросов они отвечают просьбой отвалить от них куда подальше. Ну и конечно, там меньше багов (как настоящих, так и мнимых). Но первое впечатление неминуемо окажется испорченным. Потому что нужно заранее знать с кем стоит общаться (и что ещё важнее- на какие темы), а кого нужно игнорировать. Иначе вы возненавидите эту игру.  В общем, буду рад почитать комментарии тех у кого в детстве была SNES, и кому Shadowrun на ней разумеется понравился.

Так или иначе, обе версии игры на консолях, не в полной мере следуют правилам оригинальной настольной версии: "Watch your back, shoot straight, conserve ammo, and never, ever, cut a deal with a dragon". На SNES вы не будете экономить патроны, а на SMD вам придётся cut a deal with a dragon.

Самурай

В версии для SNES этот класс бегущих в тени назывался просто "наёмник".
Хотите чтобы в начале игры было легко, а в конце трудно- выбирайте себе этот класс. Во время боя то как быстро вы двигаетесь, то сколько времени проходит от нажатия игроком кнопки до совершения персонажем атаки, то попадёт ли пуля во врага, и то сможет ли персонаж вообще попасть пальцем по спусковому крючку или произойдёт осечка, зависит от скиллов и кибер-имплантов.
Но знайте, что если вы прокачаете оружие до двенадцати не тратя карму на конкретные оружейные скиллы (держа их на нуле) то потом сможете за раз прокачать их выше их максимального значения (то есть до тринадцати). Так даже начало игры станет для вас болью, но потом будете вознаграждены за страдания. Среди фанатов принято считать это багом а не фичей игры. Одним из многих подобных багов. Если прокачаете защиту до почти неуязвимого состояния, то сможете заметить что патроны на Сеге заканчиваются не только у вас, но и у врагов, после чего они начинают атаковать вас в рукопашную.

Шаман

На SNES защитные заклинания делали игру гораздо проще, но атакующую магию было настолько невыгодно использовать, что даже вражеские маги предпочитали пользоваться пистолетами.
У каждого шамана есть в инвентаре его тотем. Иными словами: места в инвентаре у этого класса на единицу меньше чем у других. Магия имеется на любой вкус: Помимо банальных фаерболов и лечения ран, есть невидимость, стены разной степени плотности (некоторые не только не дают врагам вас преследовать, но и не пропускают сквозь себя пули). Мощность заклинаний, их прожорливость в плане маны, и вероятность их успешного кастования можно регулировать в том же меню в котором вы их экипируете. Новые, более сильные заклинания покупаются за деньги в магазинах для магов. Но учитывая что патроны для огнестрела в игре не бесконечные, даже самые слабые атакующие заклинания будут полезны, так как они совсем не тратят запас маны. Она кстати называется "ментальное здоровье" (не путать с энергией в матрице- это разные вещи), и если оно у вас закончится, произойдёт тоже самое что и при иссякании обычного физического здоровья: Вы очнётесь в ближайшей больнице с похудевшим кошельком.

Декер

Декер в течении первых минут игры может показаться самым бесполезным классом по сравнению с самураем или магом, но на самом деле хакерство это чуть ли не самый читерный способ облегчить себе прохождение. Это конечно будет совсем не легко провернуть. За гибель в кибер-пространстве (одно из названий матрицы) игрока наказывают в зависимости от прокачки вашего персонажа, от того насколько крутая защитная программа вас вырубила, ну и от того в какой локации это произошло: Могут отобрать все нажитые непосильным трудом защитные и атакующие программы, могут сжечь ваше железо из-за чего вы не сможете вновь войти в матрицу пока его ни почините, а можете и отделаться лёгким испугом.
Если взломать локальную сеть в корпорации, то отключатся все камеры слежения и откроются все запертые на ключ двери во всей игре. Снова закроются они только после того как вы перезагрузите картридж с игрой и продолжите её с последнего сохранения (это тоже принято считать багом а не фичей).

Проиграть битву с системой можно двумя способами: Либо потерять всю энергию в битвах с защитными программами (называемыми "Льдом"), либо довести уровень тревоги до максимального (вас выкинет из матрицы и - если вы находитесь в здании принадлежащем какой нибудь корпорации - включится сигнализация).

Лед бывает нескольких типов, сила и скорость которых зависит, помимо прочего, от текущего уровня тревоги в системе.
Одни разновидности льда почти беззащитны и беспомощны, в то время как другие даже прокачанного декера могут вертеть на своих мегабитах как захотят. Если во время полётов в кибер-пространстве система вас почти распознала, или у вас уже на исходе энергия, можете попробовать вернутся в реальный мир через один из пунктов меню на паузе. Но если узел на котором вы в этот момент находитесь активировал "чёрный лёд", то вы не только в ловушке, но и рискуете получить физические а не виртуальные повреждения. При этом узнать что вообще в данный момент происходит в той части сети где вы находитесь- совсем не просто, если навыки взлома не прокачаны и/или не установлены более крутые программы и кибер-импланты. Чем мощнее программа, тем больше места она занимает в памяти и на "деке". После покупки более тяжёлой версии вы теряете доступ к более лёгкой (это одно из принципиальных отличий программ от заклинаний шаманов). Представьте себе ситуацию: Вы накопили кучу денег, купили телефонный номер крутого хакера, купили у него крутую программу и с ужасом обнаружили что чтобы она поместилась на вашем харде или в оперативке, вы должны удалить другую, не менее полезную и тоже купленную за кучу денег. А удалить программу со своего дека можно только встретившись с очень редкой разновидностью льда, способной безвозвратно удалять ваши программы. Но всё это лишь вершина айсберга- как уже было сказано, геймплей в матрице более наворочен чем в остальной игре.

Чем больше у персонажа кибер-имплантов тем ниже его потенциальные магические способности. Так что если начали игру за самурая, то можете без серьёзных проблем проапгрейдить его до декера и наоборот. Но если начали играть за мага, то лучше даже не пытайтесь привить ему способности других классов- так вы его только испортите. Лучше наймите другого "бегущего". И уже его когтями/мозгом выполняйте всю грязную работу.

В начале игры Будет легче тем кто играет за самурая, потому что ему будет проще нажить деньги в уличных разборках. Но потом вы замаетесь нанимать в команду бегущих других классов, ведь без ихних способностей пройти вторую половину игры будет гораздо труднее.

Некоторым бегунам не нравится когда их нанимают после того как наняли другого бегуна. В таких случаях они покинут вас после выполнения первого же задания даже если вы заплатили им за пожизненный сервис. Для того чтобы этого не происходило игрок должен всегда помнить в каком порядке нужно нанимать тех или иных персонажей чтобы их всё устраивало. И нет, в самой игре причины такого поведения никак не объясняются. Так что возможно это просто ещё один из багов игры.
Каждый успешный бег вместе с напарниками уменьшит цену повторного найма. Каждая смерть или увольнение- наоборот увеличит расценки. Но всё это только до определённого предела- цены не будут увеличиваться или уменьшатся до бесконечности. У каждого из персонажей этот предел свой.
У всех персонажей (включая вашего) в меню инвентаря есть ползунок изменяя который можно либо усиливать атаку (ослабляя защиту), либо наоборот- уменьшать атаку и усиливать защиту.
Помимо наносимых и получаемых единиц урона, этот параметр к тому же слегка влияет на агрессивность AI ваших напарников во время боя.
В довершении всего нужно сказать что у каждого бегуна в игре есть его собственные скиллы которые вы можете прокачивать вместе с вашими собственными. Надоело что во время рейда на очередную мега-корпорацию, из-за вашей низкой харизмы вам редко удаётся притворится своим встретившись с работником корпорации в коридоре? Тогда наймите в свою команду кого нибудь посимпатичней и разгуливайте по офисам переключившись на управление этим персонажем.

Случайные встречи напоминают визуальные новеллы из которых вырезали всё лишнее, оставив только процесс принятия значимых решений и добавив рандома для разнообразия. Вам даже не нужно куда-то идти чтобы наткнутся на какое нибудь событие- даже если вы просто будете стоять на месте, к вам в любой момент могут подойти "одинокие звезды" (коррумпированная полиция работающая на корпорации) и попросить вас ответить им на пару вопросов. Взаимоотношения с полицией в игре, это отдельная, очень обширная тема. Но если вкратце, то есть разные уровни разыскиваемости повышающиеся при совершении вами противозаконных деяний (таких как убийства прохожих на улицах или рейды на офисные здания). Некоторые предметы и оружие- нелегальны. С ними в инвентаре, вы рискуете быть арестованными или оштрафованными если не станете сопротивляться досмотру. Но проблем с полицией не будет если у вас будут деньги и связи с влиятельными людьми. Через видеофоны игрок может заводить знакомства с самыми разными персонажами- от главарей мафиозных кланов, до влиятельных политиков, при условии что сможет раздобыть их телефонные номера. Впрочем некоторые NPC отказываются общаться с персонажами у которых плохо с "известностью" (да, это один из скиллов).

Статья ориентированна на тех кто в теме (иначе пришлось бы писать гораздо больше банальностей).

И заметьте: почти без спойлеров.

Несколько скриншотов из  SMD и SNES версий игры:

Больше статей на Shazoo
Тэги: