Mindhunter

Mindhunter

Дьявол в деталях

kartosh

“Как мы сможем гоняться за сумасшедшими, если не знаем, как они думают?” - сказал один герой другому. Так начался длинный путь в котором смешалось человеческое безумие, криминал и неповторимый стиль Дэвида Финчера. Mindhunter смотрит на вещи под другим углом — изнутри наружу, чтобы научиться понимать и отличать гротескное зло от добра.

Перед возвращением в большое кино знаток темной стороны человеческой души Финчер заключил контракт с Netflix и работал над сериалом Mindhunter. К счастью, это не простой процедурал, а калейдоскоп событий, где два агента ФБР работают над делами особо опасных серийных убийц — изучают особенности поведения и пытаются разобраться в причинах бесчеловечных поступков и попутно ловят новых.

Действие сериала происходит в конце семидесятых, в эпоху, которую в кино мы привыкли видеть как расцвет культуры. Главный герой — Холден Форд, молодой и талантливый агент, он неплохо разбирается в людях, но простоват и стеснителен. Он зачастую вступает в споры со своей подружкой и начальником, который старается контролировать сомнительные исследования психологии преступников, но тем лучше для шоу — в этих мелочах раскрывается его скучная и однообразная жизнь. В работе ему помогает коллега и в некотором смысле старший наставник Билл Тенч. Со временем эксперимент, начавшийся чуть ли не из любопытства, превращается в масштабное изучение мотивов и сил, что движут преступником, а результаты навсегда изменятподход к работе ФБР и полиции.

Человеческую психологию авторы Mindhunter препарируют академически точно с долей юмора и самоиронии. Десять эпизодов зрителю в простом, доступном и стильном формате объясняют, как работают триггеры агрессии, состояние аффекта и скрытые мотивы серийных убийц, когда причины социально-опасного поведения скрыты, например, в глубоком детстве маньяка. Среди жестоких и безумных зверств, совершенных одним человеком над другим, герои находят зацепки, идущие из внешнего мира и образа жизни подозреваемого. Сложный клубок противоречий распутывается, превращаясь в знакомую каждому схему “причина и следствие”. Трудами Форда и Тенча на наших глазах рождается новое, более глубокое и современное восприятие зла.

Mindhunter во многом похож на триллер “Зодиак” (Zodiac), в том числе честным отношением к вещам, о которых говорить не просто. К примеру, в заключительной части пятого эпизода есть сцена, где девушка рассказывает детали жестокого убийства и от ее слов по телу бегут мурашки ужаса. Ее монолог сопровождается кадрами с полицейскими, изучающими дом убийцы, а где-то на заднем фоне слышно, как скрываются следы преступления. Эта сцена отлично характеризует шоу — откровенно говорит о жутких и неудобных вещах, однако делает это стильно, не теряя нить повествования и не пускаясь в ненужные рассуждения.

Финчер самостоятельно работал всего над несколькими эпизодами, но его коллегами удалось почувствовать и поймать ход его мыслей. Три других режиссера выдержали заданный Финчером стиль, хотя различия в постановке, темпе и цветовой гамме очевидны. Все события шоу основаны на реальных событиях, что добавляет зрелищности эпизода и понимания, что происходящее на экране действительно многое изменило в работе ФБР.

Все в Mindhunter строится вокруг разных мелочей, которые, на первый взгляд, могут показаться незначительными. Зачастую фокус быстро смещается с важных сюжетных поворотов на личные проблемы главных героев. Например, Холден часто спорит с подругой — она не стесняется давать оценку его действиям как агента, иногда не самую лестную.

Финчер и другие режиссеры с завидной легкостью смакуют каждый кадр, наполняя его чем-то особенным и запоминающимся. За всеми мелочами лежит большой труд съемочной команды, которой удалось выстроить на экране персонажей, приковать внимание к их внутреннему миру, а затем переключить его на исследование девиантного поведения и форм зла.

В стильном и глубоком Mindhunter представлены одновременно как внешние источники зла, так и внутренние проблемы героев. Секрет успеха шоу заключен в удачном и ловком переключении с частного на глобальное и обратно. Авторы на девять часов погружают зрителей в исследование зла и внутренних сомнений, копаются в героях и мотивах маньяков, обнажая причины и следствия их поведения.