Blade Runner 2049

Blade Runner 2049

Больше люди чем люди

Илья

Рассказать чужую красивую историю всегда сложно. Еще сложнее интерпретировать ее, сменить акценты и визуализировать. Ридли Скотт с этой задачей справился. Со скрипом, но сейчас "Бегущий по лезвию" 1982 года выпуска признан и критиками и зрителями классикой научной фантастики. Перед Дени Вильневым стояла еще более сложная задача: показать продолжение, выдержать заданный уровень и придать старой истории свежести. При этом быть близким к оригиналу и одновременно самостоятельным.

Эти слова можно сказать про "Бегущий по лезвию 2049". В нем достаточно отсылок к оригиналу, поднятых Ридли Скоттом вопросов и по-прежнему никаких ответов. Зритель сам должен найти их в себе. История сиквела выглядит связанной с оригиналом и независимой одновременно, а открытая концовка дает возможность по-своему интерпретировать увиденное и понять, что будет дальше.

Агент Кей — бегущий по лезвию, охотник на репликантов. Он продолжает отправлять в отставку оставшиеся "в живых" модели Нексус-8. Во время одного из заданий он узнает важную информацию, которая грозит опасностью и ему, и другим. Один из ключей к решению — Рик Декард, местонахождение которого никому не известно.

Первые секунды "Бегущего по лезвию 2049" буквально воспроизводят оригинал. Земля будущего, огромные технологические локации, маленькая полицейская машина и водитель-протагонист. Такое бережное отношение к классике проявится в картине еще не раз, но у Вильнева нет цели подражать Скотту. Он верен себе и снимает свое кино, в котором есть элементы предыдущих картин режиссера, но с уже большим бюджетом и размахом.

В свойственной себе манере Вильнев смакует каждый кадр, делает многозначительные паузы и только когда зритель зафиксировал у себя все детали, переходит дальше. Кадр здесь, кадр там, пауза тут — и вот перед нами полотно мастера, которое начинает играть всеми возможными красками, несет в себе поток идей, предлагая на рассмотрение сотни вопросов, едва ли отвечая на некоторые из них. Даже реклама Joi в финальной трети фильма, которая сначала кажется просто красивой зарисовкой, несет в себе мощнейший смысл и, по сути, дает персонажу Гослинга импульс. В этом весь "Бегущий по лезвию 2049".

Тут нет случайных сцен, нет кадров ради кадров. В каждой сцене есть посыл для зрителя, усиленный эффектом самого изображения. Оторваться от экрана просто невозможно. Вильнев и оператор Роджер Дикинс рисуют потрясающие, насыщенные цветом футуристические сцены. От них захватывает дух, они передают масштаб происходящего и рассказывают истории. Это касается всего: и огромной стены, отделяющей город от океана, и оторванной от статуи головы, и даже скромной квартиры Кея. Пустая трата времени? Ни секунды. Все это элементы мозаики, которая представляет нам вариацию мира, придуманного Ф. К. Диком. Сошедший с книжных страниц, он превратился в красочный живой город будущего.

Все эти пейзажи и интерьеры впечатляют сами по себе, но пробирающий до костей саундтрек многократно усиливает ощущения. Конечно, это не Вангелис и его прорывное звучание в оригинале, но Циммер, Йохханссон и Уоллфиш смогли сохранить стиль великого грека. Их мелодии не дают отвлечься от происходящего на экране, прогоняя прочь все лишние мысли. Они работаю как усилитель эффекта в наиболее ярких и запоминающихся сценах, помогая режиссеру вовремя акцентировать внимание зрителя на своем посыле.

Дени Вильнев не испугался задать важные вопросы. В свое время Скотт не стал утомлять загадками, однако все поднятые темы были актуальными для своего времени. Вильнев двинулся в том же направлении, продолжив дело мастера. Остросоциальные проблемы соседствуют с политикой, революцией, а также важными для дилогии мотивами поисков себя и своего места в этом мире. В какой-то момент их становится так много, что некоторые из них просто теряются на фоне более важных. Режиссер легко переключает внимание с темы на тему, комбинирует их и дает пищу для обсуждения на протяжении всей картины. Вот тут кроется важная черта фильма — Вильнев не дает ответов. Вообще. Режиссер обрывает самого себя на середине фразы, останавливается на полуслове и оставляет зрителя наедине с собой.

Истории хватает и эмоций. Во всей масштабности происходящего Вильнев нашел место простым человеческим чувствам и ценностями. Они умело вплетены в общую канву, перехватывая внимание зрителя и уводя более глобальные вещи на второй план. Нашлось место даже для трогательных моментов, но они поданы в соответствии с общим стилем фильма и без вреда для основной сюжетной линии. В результате “Бегущий по лезвию 2049” умело балансирует между историей одного человека и глобальной историей, начатой еще в 1982 году. Возможно, финальная точка еще не поставлена.

"Бегущий по лезвию 2049" — редкое явление в кинематографе. Его легко можно было бы сделать научно-фантастическим экшеном, соответствующим современным тенденциям, но Вильнев пошел по пути оригинала. Режиссёр представил отличное самостоятельное кино и качественный сиквел. Это почти трехчасовая умная фантастика, удовлетворяющая не только аудио-визуальной составляющей, но и работающая на сознание зрителя.

Некоторые вопросы, которые задавали друг другу зрители после просмотра "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта, даже после сиквела Дени Вильнева остаются без очевидного ответа.

Больше статей на Shazoo
Тэги: