История серии DOOM

С релизом DOOM Eternal студия id Software подвела черту для всей серии, которая начала свое существование почти три десятилетия назад — в декабре 1993 года.
Сюжет последней игры раскрывает всю суть вселенной DOOM, отвечает на давние вопросы и объясняет причины событий, повергнувших Марс и Землю в адское пекло.
Но прежде, чем погружаться в Eternal, предлагаем небольшую экскурсию по истории серии DOOM, от ее зарождения, до сегодняшних дней.

Начало пути

1992 год
Вслед за успешным релизом Wolfenstein 3D в мае 1992 года значительная часть команды id Software занялась разработкой сиквела. Благодаря тому, что игра использовала тот же движок, у старшего программиста Джона Кармака появилось время для создания графического движка нового поколения.

Источники вдохновения

1992 год — Сентябрь
Первоначально id Software задумывала разработку игры по вселенной Aliens, команда даже начала переговоры с 20th Century Fox. В конечном счете от плана отказались ради художественной свободы. Вместо этого Джон Кармак предложил базовую тему для игры: демоны против технологий. А сама идея включить демонов была вдохновлена одной кампанией в Dungeons and Dragons, где бесы захватили всю планету.

Библия DOOM

Конец 1992 года
После споров и обсуждений, креативный директор id Software Том Холл отказался от своей идеи продолжать серию Commander Keen и взялся за разработку дизайн-документа, который он назвал “Библией DOOM”, тогда как другие сотрудники занялись программированием и графикой.

Сюжет и порнография

Середина 1993 года
Джон Кармак выступил против детальной истории в DOOM, вместо этого он представлял игру в простым экшеном. Именно тогда разработчик произнес свою знаменитую фразу:
“Сюжет в играх, это как сюжет в порнофильме. Его можно ждать, но он не особенно важен.”

Решение спора

Середина 1993 года
Разногласие между Кармаком и Холлом, чьи уровни делали ставку на реализм ценой увлекательного геймплея, закончилось уходом Тома из студии летом 1993 года.

От "Библии Дума" отказались, но ряд идей все же сохранились до финальной версии игры. В частности, DOOM начинался на военно-исследовательской базе, включая погружение в Ад и обратно, а также две луны Марса — Фобос и Деймос. Некоторые локации, вещи и монстры также добрались до релиза, но были модифицированы.

Интерактивный блок #1
Выбор оружия
Убивать демонов голыми руками опасно, возьмите помощь в дорогу:

Выберите оружие

Релиз DOOM

10 декабря 1993 года
Спустя около года после начала разработки DOOM вышла на MS-DOS. Позднее игру портируют и на другие платформы, в том числе:
Sega 32X
Atari Jaguar
SNES
PlayStation
3DO
Sega Saturn
Game Boy Advance
Помимо консолей и PC в 90-ых, DOOM станет доступна на всех консолях, а также на iOS, Android и Nintendo Switch.

За 27 лет существования DOOM прошли десятки миллионов геймеров со всего мира, шутер стал культовым и оказал влияние на всю игровую индустрию.

Работа над сиквелом

1994 год
Вслед за релизом первой игры, команда id Software взялась за продолжение. Над большей частью уровней работал Сэнди Питерсон совместно с ветераном Американом МакГи.

Релиз DOOM II

Сентябрь 1994 года
Успех оригинального DOOM пророчил отличные результаты для сиквела. Первоначальные поставки в 600 тысяч копий были раскуплены в течение первого месяца — в три раза быстрее, чем ожидалось.

Предзаказы игры оказались настолько огромными, что купить игру в магазинах было крайне сложно. Копии DOOM II размещались на поддонах, а не привычных полках.

DOOM II стала самой продаваемой компьютерной игрой 1994 года в США. В общей сложности за первые месяцы было продано два миллиона копий игры, оставаясь самым быстро продаваемым тайтлом id Software вплоть до 2012 года.

Адская добавка

25 декабря 1995 года
Спустя чуть более года после выхода сиквела состоялся релиз официального расширения Master Levels of DOOM II, в который вошли новые уровни, созданные различными авторами по контракту.

Кроме того появился бонус Maximum DOOM, состоящий из 3000 самодельных уровней.

Финальный DOOM

17 июня 1996 года
Летом следующего года была выпущена Final DOOM, компиляция из двух самодостаточных модификаций для DOOM II — TNT: Evilution и The Plutonia Experiment, куда вошли наборы новых уровней, новая графика и текстуры. Кроме того первый мод обзавелся практически полностью новым саундтреком.

За разработку отвечали члены фанатского сообщества TeamTNT, а с инициативой по самодостаточному релизу выступил Джон Ромеро.

Выберите броню

DOOM 64

31 марта 1997 года
Следующим логическим шагом стал релиз DOOM 64 — сиквела предыдущих игр, события которого развивались после Final DOOM. Игра вновь пережила апгрейд графики и работала на модифицированной версии движка.

Игра была перевыпущена на PC, PS4, Switch и Xbox One 20 марта 2020 года. На PC, в частности, она была в комплекте предзаказа DOOM Eternal.

В общей сложности тайтл включает 32 оригинальных уровня, улучшенные звуковые эффекты, усиленную атмосферу хоррора, эффекты камеры и многое другое.

Реакция на сиквел оказалась слабее предшественников, однако как заметил один из журналистов:

“DOOM 64 — самая недооцененная игра по вселенной”.

Подготовка к ремейку

Июнь 2000 года
Спустя три года после релиза DOOM 64 архитектор движка Джон Кармак опубликовал внутренний план компании заявив о ремейке DOOM на основе технологий нового поколения.

Владельцы студии всегда выступали против переработки оригинальных игр, считая, что студия возвращается к знакомым формулам слишком часто.

Однако позитивно встреченная Return to Castle Wolfenstein и последние достижения в отношении графики привели к компромиссу — DOOM 3.

Процесс запущен

Конец 2000 года
В конце 2000 года, сразу после выпуска Quake 3: Team Arena стартовала разработка DOOM 3. Уже через несколько месяцев состоится первая открытая демонстрация игры, а в 2002 году на E3 было представлено 15-минутное геймплейное демо.

В результате демонстрации игра взяла сразу пять наград E3 2002.

Новые концепции

С первых шагов DOOM 3 задумывалась, как сюжетно направленный шутер от первого лица, в результате чего команда пригласила профессиональных актеров озвучки.

Кроме того специально для игры был разработан движок id Tech 4, в котором основную ставку сделали на освещение и тени. Вместо “запеченных” текстур, большая часть источников света рассчитывалась в реальном времени. Это позволило задать уникальную атмосферу и использовать эффекты в качестве визуального повествования.

Релиз DOOM 3

3 Августа 2004 года
Спустя около трех лет активной разработки DOOM 3 вышла на Windows. Вскоре ее портировали для Mac OS X и Xbox.

Игра была сосредоточена на медленном, методическом геймплее, отличающимся от агрессивного экшена с пушками предыдущих частей.

Благодаря графическим инновациям и атмосфере игра собрала положительные отзывы, хотя ее и критиковали за упрощенный геймплей и несколько клишированные эффекты запугивания.

Несмотря на это средние оценки PC-версии составили около 9/10, а еще несколько лет после релиза на DOOM 3 равнялись, как на пример использования новаторских технологий. На долгие годы игра закрепилась в качестве бенчмарка для железа.

Дополнительный контент

3 апреля 2005 года
Через восемь месяцев после релиза DOOM 3 состоялся выход дополнения для Windows. Аддон под названием Resurrection of Evil был разработан не самой id, а студией Nerve Software, выступавшей партнером на предыдущих проектах.

Ролевое направление

19 сентября 2005
Летом 2005 года состоялся релиз мобильной ролевой игры DOOM RPG, разработанной Fountainhead Entertainment. Тайтл включал множество событий, схожих с DOOM 3, но задействовал уникальных персонажей, однако главный герой оставался тем же, что и во всех прошлых частях серии.

DOOM RPG завоевала несколько наград, в том числе “лучшую мобильную игру 2005 года”.

Под новым руководством

24 июня 2009 года
Летом 2009 года было объявлено, что компания ZeniMax Media — владелец издательства Bethesda Softworks, купила id Software. Такой шаг впоследствии позволил распределить разработку DOOM, Wolfenstein и Rage между несколькими студиями и командами.

Ролевой сиквел

23 ноября 2009 года
В том же году, когда id перешла в состав ZeniMax, была выпущена вторая ролевая часть шутера DOOM II RPG. Тайтл вновь предназначался для мобильных девайсов, вновь завоевав крепкие отзывы.

К сожалению, на этом RPG по вселенной DOOM закончились. По крайней мере пока.

Долгий перерыв

Джон Кармак сообщил о работе над DOOM 4 еще в 2007 году в рамках QuakeCon, заявив, что игровой процесс будет больше соответствовать классическим частям, а не ужастику DOOM 3.
В 2008 году Кармак рассказывал, что DOOM 4 будет выглядеть в три раза лучше, чем Rage, разрабатываемая на основе движка id Tech 5.

Весной 2009 года глава id Software Тодд Холленсхед сообщил, что DOOM 4 находится в “глубокой разработке”, а также ответил на вопросы о сути игры:
“Игра не будет сиквелом DOOM 3, но и не перезапуском. DOOM 3 была своего рода перезапуском. Новая часть получится иной”.

Затянутая разработка

Апрель 2013 года
Весной 2013 года появилась информация, что работа над DOOM 4 зашла в тупик и была полностью перезапущена еще в 2011 году.

Позднее сами разработчики рассказали, что отсутствие уникальных черт DOOM 4 толкнуло студию к перезапуску всего проекта. Время покажет, что начало с чистого листа оказалось верным решением, даже если релиз следующей игры задержался на несколько лет.

Первые намеки

Лето 2014 года
На E3 2014 был представлен первый тизер новой части DOOM, а через месяц расширенную версию показали на ежегодной QuakeCon. Тогда же исполнительный продюсер Марти Стрэттон объявил, что DOOM 4 переименовали в DOOM.
“Это новое начало, пересмотр всех сторон оригинальных игр”.

Долгожданный геймплей

Лето 2015 года
Через год после первого тизера id Software и Bethesda привезли на E3 2015 сразу 15 минут игрового процесса. Трейлер игры демонстрировал двуствольный дробовик и Ревенанта.

Разработчики испытывали опасения, что DOOM предстоит конкурировать с другими шутерами от первого лица, так как молодая аудитория не застала прошлые игры серии.

Выберите шлем

Релиз DOOM (2016)

13 мая 2016 года
В конце весны 2016 года состоялся релиз перезапущенного DOOM, прошедшего через свое очищающее пламя и вышедшего преобразившимся.

Игровой процесс новой игры вернулся к открытым уровням-аренам и высокому темпу столкновений с демонами. Появились элементы гибкого передвижения по уровням, апгрейды персонажа и красочные зверские убийства.

Кампания получилась достаточно короткой, заканчиваясь открытым образом, однако в игру добавили сетевой компонент и редактор уровней SnapMap благодаря помощи сторонних студий.

Новый DOOM встретили позитивно и по сей день игра сохраняет звание одного из лучших экшен-шутеров нынешнего поколения.

Работа над сиквелам была лишь делом времени.

Обещанное продолжение

Лето 2018 года
Через два года после релиза, на E3 2018 было анонсировано продолжение — DOOM Eternal, а первый геймплей привезли на Quake Con, спустя месяц.
Разработка сиквела шла на обновленном движке id Tech 7, выжимающим все возможности консолей нынешнего поколения, а также включающего богатый набор особенностей для PC-геймеров.

К истокам

Новая игра была нацелена на возвращение к основам DOOM, в то же время развивая свободу передвижения до нового уровня. Враги в сиквеле были частично переработаны по сравнению с шутером 2016 года, соответствуя оригинальным играм.

Перенос релиза

Осень 2019 года
Первоначально релиз DOOM Eternal планировали выпустить в ноябре 2019 года, однако незадолго до выхода было объявлено о задержке релиза на четыре месяца — до 20 марта 2020 года.

Дополнительное время было потрачено на финальную полировку и тестирование. Превью-сессии и закрытые показы наглядно продемонстрировали, что лишнее время пошло только на пользу.

Кроме того перенос позволил id Software доработать собственный асинхронный мультиплеерный режим, в котором один игрок-Палач противостоит двум игрокам-демонам.

Выход DOOM Eternal

20 марта 2020 года
Спустя почти четыре года разработки id Software выпустила DOOM Eternal – самую бешеную, визуально богатую и насыщенную игру по вселенной DOOM.

Игра заслужила отличные оценки, получив средний балл 9 из 10 по версии более 60 критиков со всего мира. Наша оценка - 9.5 из 10.

Подробнее о DOOM Eternal читайте в материалах ниже. Облачайтесь в костюм Палача, берите в руки дробовик и отправляйтесь нести демонам боль.

Но прежде — не забудьте проверить свою реакцию, раздавив столько какодемонов, сколько успеете за 20 секунд.