Star Wars Jedi: Fallen Order — Джедаи, которых мы заслуживаем

Уверен, что вы уже наслышаны о Star Wars Jedi: Fallen Order, наверняка знаете, в чем ее сильные и слабые стороны. Многие даже прошли ее, благо на это должно уходить около 20 часов времени, если не задаваться целью пробежать проект на максимальном уровне сложности или выбить платину за одно прохождение. Студии Respawn, вопреки всем комментариям скептиков, удалось практически невозможное – возродить веру в игры про Джедаев из вселенной Звездных Войн. 

Вообще, игр по Звездным Войнам вышло очень много. Некоторые из них следовали канону, другие значительно от него отходили. Третьи вообще происходят в мире LEGO, где истории рассказываются вроде и похожие, но совсем по-другому, со значительными отличиями. Для меня каждое погружение в тайтлы по ЗВ было серьезным испытанием, ведь, познакомившись с этой галактикой Джорджа Лукаса где-то в 1987 году, я старался и игры, с ней связанные, не пропускать.

За 42 года существования было не так уж много однозначных хитов.

Не знаю, какие эмоции вселенная Звездных Войн вызывает у вас и за каких персонажей вы всегда болели, но лично мне всегда больше всего нравились те, кто владеют Силой. Причем в классической трилогии я, как и многие, переживал не за Люка, а за Вейдера — впервые посмотрев "Империя наносит ответный удар" в возрасте 4 лет, я был более чем впечатлен его фигурой и значимостью. Он не выглядел персонажем, на которого хочется равняться, но при этом сложно было отвести от него взгляд в моменты, когда он оказывался на экране.

Если же говорить о героях, владеющих Силой, то по канону они обладают действительно мощными способностями. По этой причине разработчикам игр приходилось делать все, чтобы нас развлекать каким-то иными способами. Например, давали полетать на космических байках в Racer, стать пилотом истребителя в X-Wing vs. TIE Fighter, побывать в шкуре клона в Republic Commando, в конце концов просто поучаствовать в интерактивном фильме Rebel Assault (обе части у меня были затерты до дыр).

За всю игровую историю SW Джедаям уделили много времени, рассказав интересные истории (их перечислять смысла не вижу: KOTOR, Jedi Knight с The Force Unleashed и так у всех на слуху). Но при этом каждый раз технические ограничения и различные условности мешают показать Джедаев такими, какими они задумывались изначально — владеющими Силой персонажи со световыми мечами, способными резать на части космические корабли. Даже в MMORPG, где прокачка позволяет делать что угодно, задавая любой потолок для способностей, Джедаи показаны достаточно скромными героями, вырезающими пауков и противников в строго отведенных сценарием рамках. Несмотря на все разнообразие и продолжительные опыты с механиками, никто из виртуальных Джедаев не смог даже приблизиться к тем ощущениям мощи, которые вызывает Дарт Вейдер в финале "Изгой-один". 

Поэтому каждая игра про Джедаев это всегда компромисс. Зачастую он заключается в том, чтобы не дать нам слишком мощного героя - иначе это не дает игроку ассоциировать себя с персонажем, и не заставляет разработчиков изобретать велосипед, создавая еще более мощных врагов. В каждом тайтле этот баланс довольно разнится, но, по моему мнению, в Fallen Order разработчики из Respawn нашли наконец-то ту невидимую грань, которая позволяет оставить достаточно челленжа, не обрезая возможности героя искусственно.

Даже если световой меч превратился в световую дубинку, не способную кромсать врагов.

То, что у студии вообще получилось сделать хорошую игру в таком стиле — огромный сюрприз. В последние годы реально крутые игры по Star Wars, которые бы с удовольствием обсуждали все (в хвалебном ключе), стали какой-то невиданной роскошью. SW:TOR медленно умирает в своей далекой-далекой галактике, оставаясь на плаву только из-за самых преданных фанатов. Серия Battlefront столкнулась с жестокой реальностью после скандала с лутбоксами, но и без них играть часами что в первую, что во вторую часть ремейка у меня не получалось, начинал скучать. А сюжетно-ориентированные, большие проекты по ЗВ уже давно стали чем-то диковинным, затерявшись где-то в прошлом. И возрождение веры  с помощью такой вот концентрированной дозы ярких эмоций в формате Fallen Order стало настоящим чудом для множества поклонников вселенной.

Star Wars Jedi: Fallen Order — каноническая игра для мира Звездных Войн. Чтобы понимать важность этого заявления, стоит сказать, что SW:TOR в канон не входит вообще, Knights of the Old Republic даже не включена в каноничность Легенд (то есть до сих пор ведутся споры, имеет ли сюжет этих игр хоть какое-то отношение к канону, и обычно считается, что близким к канону будет только прохождение за мужчину на светлой стороне Силы). События Fallen Order официально происходят через 5 лет после 3 главы Саги (Месть ситхов), и они сопровождаются мини-серией комиксов-приквелов к игре, а ее персонажи упоминаются в комиксах от 2007 года. То есть тут все серьезно, и это прямая возможность посмотреть на последствия Приказа 66, объявившего Джедаев предателями Галактической Республики.

Хотя груз ответственности у разработчиков Star Wars Jedi: Fallen Order был весомым, в итоге мы получили поистине качественную игру, способную положить начало возрождению игровых Звездных войн. Она пытается совместить в себе несколько совершенно разных жанров, в первые пару часов предлагая совсем не те эмоции, которые ты получаешь дальше. У нее не лучшие игровые механики, если сравнивать с другими играми схожего типа. Да и с получением всех достижений после прохождения игры могут возникнуть проблемы, так как бэктрекинг не всегда возможен и в итоге, после финальной точки, вы можете оказаться в ситуации, когда проще будет пройти игру заново, чем загрузить сохранение.

Но все это — мелочи и придирки, потому что нам наконец-то подарили не гриндилку, не сетевую убивалку времени, не казуальную бродилку, а нормальную, полноценную игру в любимой вселенной. Это дорогого стоит.

Кажется, что я уже успел забыть, каково это — быть джедаем. Сетевые игры не дают нужного впечатления, потому что они максимально размывают это понятие, превращая героя в какую-то скучную кальку на других персонажей вокруг тебя. В Battlefront ты выбираешь себе владеющего Силой персонажа и понимаешь, что тебя в общем-то может и какой-то охотник за наградами без проблем убить, или же несколько солдат издалека расстреляют. В SW:TOR каждый вокруг и так джедай или ситх, их много и противники им под стать. А вот ощутить себя действительно сильным персонажем, который может изменить все, тебе не дают.

В последний раз чувства, которые вызывает у меня Fallen Order, возникали, наверное, в Star Wars Galaxies. KOTOR и KOTOR 2 выходили в то же время, что и печально знаменитая MMORPG от SOE, но их я прошел по разу, а вот в мире SWG задержался до самого отключения серверов. И хотя идею очень мощных героев-джедаев испортили в угоду публике, по-настоящему крутые персонажи там все равно были редкостью и ты, играя за джедая или сталкиваясь с каким-то прокачанным игроком понимал, что вот он — мастер.

Fallen Order позволяет без труда влезть в шкуру Кэла Кестиса. Его способности раскрываются по ходу сюжета, и поначалу он кажется вполне себе обычным протагонистом, который волею судеб оказывается втянут в опасное приключение. Но если история Рей в кино-вселенной Star Wars, начиная с 7 эпизода, вызывает противоречивые ощущения (многие зрители даже не считают ее главной героиней этой трилогии, предпочитая неуравновешенного Кайло Рена, самоотверженного По или даже Финна), то у Fallen Order такой проблемы нет. Кэл здесь главный, и мы полностью управляем им. Творим историю, даже понимая, что она не может закончится на полуслове, просто потому, что этот эпизод вписан в канон в строго определенном месте, и продолжение общей истории мы уже знаем.

Первые пару часов мне казалось, что я просто смотрю приключенческий фильм и периодически нажимаю кнопки, чтобы сделать красивый и эффектный финт. После этого разработчики постепенно вводят новые механики, позволяя экспериментировать с возможностями юного джедая, и тем самым затягивают еще сильнее узел, связывающий с Кэлом. Через 5 часов я уже не мог оторваться от происходящего, причем, частично этот интерес был завязан на желании узнать продолжение истории, а частично — чтобы попробовать еще одну способность. И именно второй фактор, превалирующий ближе к концу игры, оставляет желание ее перепроходить.

Почему? Мне никогда не было скучно. Многие игры без открытого игрового мира, включая переиздание Tomb Raider, не так интересно проходить во второй раз. Механики в таких играх эксплуатируются многократно, но в очень узких рамках, не давая экспериментировать. А когда сюжет уже известен, пропадает и этот стимул задерживаться в игре дальше. Fallen Order идет другим путем. Хочешь закинуть штурмовика в лопасти огромного вентилятора? на здоровье! Сбросить его со скалы, добить в полете и запрыгнуть назад на уступ — всегда пожалуйста. Столкнуть лбами монстров и отвлечь их от себя тоже разрешают. Это подогревает  интерес, заставляет пробовать и экспериментировать, а не просто идти вперед, смотреть ролики и бить в лица.

Расстраивает, конечно, некоторая инфантильность противников, которые то пустяковую расщелину перепрыгнуть не могут, то в упор не видят Кэла перед собой. Но не настолько, чтобы это мешало играть. Все-таки я тут пришел световым мечом рубить всех и Силой пользоваться, а не получать по шее. 

Недостаток челленжа с лихвой компенсируют боссы, исправно телепортирующие тело Кэла на респаун, но не слишком часто. Пройти их с одной попытки было бы скучно, а задерживаться на месте по нескольку часов никто не захочет. Тут тоже все сделали правильно — все проходятся с 3 или 5 попытки, но кое-кто заставляет серьезно попотеть. До дрожи в руках. Но фрустрации и боли, как Pontiff Sulyvahn (особенно до патча первого дня, в пресс-версии), ни один из них не вызывает, что меня тоже несказанно радует. Иначе я бы дропнул прохождение где-то на пол пути.

В итоге же складывается странное ощущение, что как медиа-продукт о джедаях, Силе, самопожертвовании, самопознании и ответственности, Star Wars Jedi: Fallen Order мне нравится куда больше, чем последние номерные эпизоды, мультфильмы по вселенной и даже хваленый Мандалорец. Я тут сам творю историю, сражаюсь, выбираю свой путь и живу в мире Звездных Войн - занимаюсь всем тем, чего мне, как фанату, так не хватало. Остается только надеяться, что Respawn Entertainment в следующий раз поднимет планку еще выше… а 9 эпизод Саги сможет хотя бы приблизится по эмоциям к тем, которые я получаю от Fallen Order.

Тогда 2019 год для фанатов Звёздных Войн станет по-настоящему знаковым.

Остается один вопрос — будет ли Fallen Order началом для новой серии качественных игр по вселенной, или это скорее исклюение?  

Больше статей на Shazoo
Тэги: