Noise Marines: Dune

Шаи-Хулуд, Муад'Диб, Кел'Тузед — если смогли найти лишнего в этой троице, то добро пожаловать в очередной выпуск Noise Marines, а если не смогли, то добро пожаловать и вам, поздравляю с приобретением трёх непонятных заклинаний. Сегодня мы отправимся верхом на песчаном черве прямиком в просторы Дюны (Dune), а точнее её части с играми и музыкой из этих игр.


Но сперва, конечно, немного ненужной информации для непричастных: Дюна — это прежде всего серия романов (первый вышел в 1965 году) американского писателя-фантаста Фрэнкка Герберта (Frank Herbert). Далёкая-далёкая галактика (посмотрев "Звездные войны", Герберт иронически заметил: "За это Лукас должен мне хотя бы обед"), песчаная планета Арракис, она же Ракис, она же Дюна, населена фременами (fremen) и теми самыми песчанными червями. На планете есть чуть ли не самое  важное вещество во всей вселенной — меланж, он же спайс (не тот), он же пряность (melange, spice). За это самое вещество, а также за всю планету сражаются два "дома", Атрейдесы и Харконнены (есть и другие дома), ну и куда уж без Императора (опять же задолго до Star Wars и Warhammer 40 000). Помимо книг и игр существуют киноадаптации и всякие сопутствующие товары. Ну а теперь начнём:


Многие помнят Dune 2, но совершенно не знают что же было до этой игры. А была в 1992 году первая Dune от Cryo Interactive на тогдашних персональных компьютерах и Sega CD, причём стратегия в игре хоть и была, но более масштабная поскольку игроку с самого начала доступен весь Арракис. Да и вообще игра была весьма оригинальным сплавом "Adventure / Strategy", разговоры с персонажами романа, полёты на орнитоптере, добыча меланжа (нужно периодически отправлять Императору, а то считай игра провалена), можно превратить Дюну в зелёную цветущую планету (при этом теряется возможность добычи спайса), ну или разгромить Харконненов силами фременов (только сначала их надо уговорить, тренировать и вооружить, а сами Харконнены тем временем на месте тоже не сидят). Великолепную музыку ко всему этому написал французский композитор Стефан Пикью (Stéphane Picq) (работал и с другими играми Cryo Interactive), собственно, музыка получилась настолько удачной, что Virgin Records в том же 1992 году выпустила диск "Dune: Spice Opera". Для саундтрека Стефан использовал большое количество разных и, порой, необычных инструментов, а также добавлял звуки природы (на Арракисе даже птицы есть). К сожалению большинство компьютеров того времени не могли воспроизвести музыку в оригинале (да что уж там, многие только пищать и умели), звуковые карты стоили очень дорого, и звучали по-разному (иногда приходилось переделывать композицию для каждой). 3 представленных ниже трека представлены в своём первоначальном звучании (со страницы Стефана на SoundCloud, у него там ещё и к другим играм есть).


В том же 1992 году (издатель Virgin Interactive решил не мелочиться) от компании Westwood Studios вышел ОНЪ, прародитель всех стратегий (точнее Real-time strategy, он же RTS), хотя вообще стратегии были и до него, но мы отклоняемся от темы, встречайте — Dune 2, он же Dune II: The Building of a Dynasty (на компьютерах), он же Dune: The Battle for Arrakis (на Sega Genesis/Mega Drive). Игрок выбирает 1 из 3 домов (благородные Атрейдесы, злые Харконнены и хитрые Ордосы, которых придумали специально для игры) и шаг за шагом завоёвывает Арракис, многие нововведения игры используются до сих пор. Пара слов о версиях: на MS-DOS и Sega Дюна отличалась, причём не только графикой, разрешением экрана и частотой кадров как оно обычно сейчас принято, но ещё и музыкальным сопровождением, углом обзора и многим другим. Так вот, о музыкальном сопровождении, ко всем версиям Dune 2 его сочинил небезызвестный американский композитор польского происхождения Фрэнк Клепаки (Frank Klepacki, для некоторых Клепацкий), который, возможно, ещё будет упомянут в выпусках Noise Marines. Работ у Фрэнка много, причём как к играм, так и сольных альбомов, числился штатным композитором Westwood Studios до самого их распада, а также сотрудничал с подразделением ЕА и Petroglyph на которые Вествуд и распался (саундтрек к недавно вышедшей Grey Goo тоже его работа). Музыкальных направлений у Клепаки много, но основной упор делается на индастриал и рок. Для второй Дюны как раз и были использованы эти жанры насколько позволял MIDI-формат, Фрэнк старался "следовать" за музыкой из первой части, но весь потенциал будет раскрыт чуть позже. В плейлисте представлена музыка из разных версий Dune 2 (непонятные буквы и цифры после названия это наименование звуковой карты), включая переделанную для консоли от Sega (американская Genesis и европейская Mega Drive тоже различались по скорости воспроизедения). Сам плейлист будет чуть дальше, в конце представителей Дюны в жанре стратегии в реальном времени.


А пока что повествование о Dune продолжается и в этот раз это будет Dune 2000, ремейк Dune 2 1998 года выпуска от тех же Westwood Studios. Многие игроки тогда просто недоумевали, поскольку движок в Dune 2000 использовался аж от первой CnC 1995 года, нововведений было крайне мало. Но это на PC, поскольку для PSOne была выпущена версия с трёхмерным движком (на то время скорее экспериментальным) и к спрайтам, соответственно, добавились полигоны. Но вот музыка уже не отличалась и была одинаково хороша на всех версиях. Фрэнк Клепаки тоже сделал скорее ремейк своих композиций из Dune 2, и они уже звучали в полную силу, без ограничений, звуков природы возможно было не так много, но в разнообразии инструментов Фрэнку не откажешь. Причём музыка Харконненов запомнилась особенно хорошо (плохие парни любят забирать себе лучшие мелодии).


Десятилетие стратегий по Дюне подходит к концу, так же как и сама студия Westwood и Emperor: Battle for Dune 2001 года становится последним ответом вражескому лагерю Blizzard. Игра получилась достойной, использовался тот самый трёхмерный движок (хотя по графике Warcraft 3 обогнала её очень сильно), который применялся аж до последнего на данный момент CnC. Было принято решение гулять с размахом, поэтому для каждого из 3 домов музыку писал свой композитор, а именно: Фрэнк Клепаки для Атрейдесов, Джаред Мендельсон (Jarrid Mendelson) для Ордосов и Дэвид Аркенстоун (David Arkenstone) для Харконненов (который, возможно, также ещё посетит Noise Marines, ибо работы очень интересные).Теперь каждый дом звучал действительно по-своему: Атрейдесы благородно (но не без сотрудничества с фременами), Харконнены зловеще, а Ордосы хитро. Клепаки опять таки не стал отказываться от старых наработок, но и постарался придать нового звучания, Мендельсон поставил на электронную и техно музыку с необычным звучанием, а Аркенстоун умудрился перещеголять Фрэнка в индастриале, а уж гитарные секции подошли как родные (опять лучшая музыка у плохишей). Итак, вот он, долгожданный плейлист:


Но это ещё не всё. 2001 год, вдогонку к мини-сериалу Frank Herbert's Dune выходит игра с тем же названием от французов из Cryo Interactive, которую некоторые в отечественном игрожуре уже называли "Криво" и было за что. Былая слава после той самой первой Dune испарилась, игра была типичной для подобных продуктов, да и вообще это уже была просто адвенчура от третьего лица. Лучиком света был только саундтрек  да и тот взяли прямиком из сериала, композитором там был Грэм Ревелл (Graeme Revell) (из игр он вообще только к Call of Duty 2 музыку сочинял, зато список фильмов с его копмозициями просто огромен). Наравне со Стефаном Пикью это, пожалуй, самое близкое по атмосфере звучание для Дюны.


Потом была Dune Generations, которую отменили (но музыка есть и её можно найти, если не отпугнёт низкое качество записи). И всё. Совсем. Один из самых значимых многотомников в жанре фантастики остался без игр и они даже не предвидятся в будущем, а ведь какая вселенная пропадает. Кстати, на официальном сайте Фрэнка Клепаки можно найти музыку из Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune (дом Атрейдесов). Благодарю за внимание.

Автор изображения в заголовке - Eduardo Peña.

Больше статей на Shazoo
Тэги: